26 сентября 1967 года «Гомельская правда» в статье «Братья по бессмертию» рассказывала о том, что ученики Бобовичской школы нашли на берегу Сожа камень с предсмертными словами солдата: «Прощай, Родина. Я умираю, но не сдаюсь». Сергеев Иван Семёнович. 21/VII-43 г.». Весть о находке быстро облетела страну, и буквально через день нам позвонил житель Кемерово и сообщил первые дорогие сведения про патриота. Читатели газеты узнали о них 30 сентября из информации «Встреча с матерью героя». Сегодня мы знакомим читателей с новыми материалами про воина, который погиб за свободу нашей Гомельщины, которые дали поиски сотрудников областного краеведческого музея.
Известие о находке на берегу Сожа взволновала многих людей. Их благодарная память бережливо сохранила образ худощавого паренька с прямым искренним взглядом, крепко стиснутыми устами, волевым лицом. Сегодня мы можем познакомить гомельчан с фотографией героя (первый снимок). её нам прислала мать Ивана Сергеева — Устинья Васильевна. Таким был её сын в 1941 году. Таким рос он в посёлке Матюшино Калачёвского сельсовета Кемеровской области и отсюда пошёл на фронт.
В своих письмах Устинья Васильевна вспоминает, что 18 июня, в 15 часов вечера пришла Ивану повестка из военкомата. Под вечер отец запряг коня и повёз сына и его друга Ивана Ипатова в Кемерово. Так юноша оставил родной дом. Навсегда. Но он не ушёл из материнского сердца, из памяти тех, кто его знал. Прошли долгие 24 года с той минуты, когда Устинья Васильевна, затуманенными от слёз глазами прочитала строки войскового документа: пропал без вести… Беда пришла в дом, но мать не оставляла надежду .что когда-нибудь сын постучится в окно. Но судьба распорядилась по-другому: Ваня погиб смертью героя. Весточка с гомельской земли отозвалась в материнском сердце болью и гордостью за сына.
«Ваня закончил десятилетку, — пишет Устинья Васильевна, — перед войной. Поехал в Прокопьевск на шахту «Коксовая-1″. Я уже не помню точно, кем он работал: говорил, что ездит там на какой-то машине.
Сын всегда помогал по хозяйству. С детство любил полевые работы, косил сено. Моё сердце всегда радовалось, когда я смотрела на него: трудолюбивым растёт».
Он был обычным парнем молодого поколения. которое, оставив свои мечты, отозвалась на призыв Отчизны в её тяжёлое время. Всей своей короткой жизнью Иван Сергеев доказал, что был готов к подвигу.
До этого времени с любовью вспоминает Ваню его учитель Пётр Гаврилович Власов. И только потому, что Ваня был отличником (в 1939 году он на отлично закончил Калачёвскую семилетнюю школу), а и потому, что ему были присущи лучшие черты комсомольцев 30-х годов. В домашнем архиве старого педагога сохранилась фотография, на которой Ваня снят с группой отрядных вожатых. Жизнерадостный и весёлый, он был настоящим вожаком пионерии. Им, своим юным друзьям, Ваня с увлечением рассказывал о беспримерной по своему героизму эпопеи освобождения челюскинцев.
В те годы их было много, юношей, которые с завистью смотрели на пролетавшие в небе самолёты с голубыми фюзеляжами и красными звёздами на крыльях. Вместе со своим другом Иваном Ипатовым, отработав смену на шахте, Сергеев ходил на занятия в Прокопьевский аэроклуб. А когда грянула война, знания, полученные в аэроклубе, помогли юноше успешно закончить лётную школу и также успешно громить врага.
На втором снимке, который прислал Пётр Гаврилович и который мы сегодня даём в газете, Ваня сфотографирован с одноклассниками в 1939 году. Он — во втором ряду, второй слева.
В последнем письме героя с фронта — фотокопия его воспроизводится — есть такие строки: «Боец Красной Армии! Будь стойким в бою! Выдержать — значит победить». И 20-летний воин Сергеев Иван Семёнович выдержал свою последнюю смертельную стычку с фашизмом и победил. Он победил врага и свою личную смерть. Через годы, через тысячи километров летели к родителям, к нам его последние слова, которые внесли важную поправку в сообщение «пропал без вести». Мы знаем теперь: Иван Сергеев погиб смертью храбрых.
…Сотрудники музея узнали имена командиров 834 авиаполка, в котором сражался с врагом Иван Сергеев, — гвардии майора А.Н. Николаева, замполита — майора И.Г. Михальченко. Верится. что с их помощью мы восстановим боевую деятельность героя-патриота.
М. Зеленков, старший научный сотрудник Гомельского областного краеведческого музея
Гомельская правда, 25 ноября 1967
Перевод Александра Флегентова