В Гомельском Дворце культуры железнодорожников имени В.И. Ленина на дверях одного из залов недавно появилась табличка: «Народный музей революционных, боевых и трудовых традиций железнодорожников».
Мысль о создании подобного музея у работников Дворца культуры, многих его активистов возникла давно. Однако сначала предполагалось, что материалы музея должны иллюстрировать только путь, который показывал бы, как неприметный железнодорожный клуб превратился в превосходный Дворец, работа которого давно известна далеко за границами республики. Однажды заместитель директора Александр Николаевич Конаш был в командировке в Ростове. Там его заинтересовала работа музея, созданного при местном Дворце культуры железнодорожников. «А не попробовать и нам создать настоящий народный музей с широким показом событий дореволюционного и советского времени?» — вот мысль, которая быстро стала на обсуждение.
В состав совета народного музея вошли 11 энтузиастов: директор Дворца культуры Михаил Николаевич Симковский, его заместитель Александр Николаевич Конаш, бывшие железнодорожники-партизаны Александр Николаевич Нестерович, Михаил Афанасьевич Болховитин, Евгений Иванович Ромбаев, бывшие кадровые рабочие Василий Осипович Лепёшкин, Николай Иванович Кучинский, Николай Васильевич Романович и другие. День за днём собирали экспонаты, листовки, воспоминания ветеранов-воинов, тружеников первых пятилеток. И хоть тогда ещё музей фактически не был открыт, он уже работал. С воспоминаниями перед гомельчанами выступали Михаил Павлович Урбан, Константин Иванович Жаринов и многие другие. Часто они рассказывали и об экспонатах, которые поступили в музей.
— Память о живых и мёртвых не должна быть забыта, — напоминали во время выступлений они присутствующим. — Общими стараниями создадим народный музей.
Теперь такой музей открыт. Зайдите в него — и вы будете приятно удивлены богатством материалов, что представлены в экспозициях, проникнетесь благодарностью к энтузиастам-создателям. Вот раздел, который охватывает далёкие 1894-1898 годы. Снимок, где показана маёвка на Мельниковом луге в 1912 году — решительные лица рабочих-железнодорожников, их суровые взгляды. А вот — не менее редкий фотоснимок одного из членов комитета по руководству всеобщей забастовкой в 1905 году Г.Я. Камаровского. Проходим дальше — ещё один уникальный снимок: группа гомельских политзаключённых, сосланных в суровую Якутию.
Не менее интересный раздел, посвящённый гражданской войне. Снимки первых гомельских красногвардейцев. Многие из них — М.И. Кучинский, Е.И. Башлыков, М.П. Урбан, И.И. Лабудев — живут и сейчас; они помогли в создании народного музея, часто выступают перед нашей молодёжью с рассказами о незабываемых днях.
Специальный стенд посвящён трудам Фёдора Фёдоровича Евстафьева, которого газеты называли «Эдисоном железнодорожного транспорта». Ещё в 1909 году ему был выдан патент на изобретение летательного аппарата типа геликоптера — прообраза сегодняшнего вертолёта. По поиску материалов при этого выдающегося человека многое сделал Михаил Николаевич Симковский.
— Вскоре мы выставим в экспозиции модели деревянных мостов, сделанных некогда этим самородком-изобретателем, — говорит Михаил Николаевич. — Есть сведения, что Фёдор Евставьев переписывался с Циолковским. Следы этой переписки мы будем искать.
Первые двадцатипятитысячники из числа железнодорожников, которые создавали колхозы на Гомельщине — В.Ф. Лебедев, И.Ф. Каменщиков, И.К. Кульвинский, материалы о грозных днях Великой Отечественной войны, — тяжело перечислить все интересные и важные материалы и документы, собранные в музее. Посетители останавливается возле любовно сделанной диорамы «Ленин в Разливе». Будто на минуту оторвался Ильич от напряжённого труда, задумался о судьбе революции — всё это передано самодеятельным художником с большим умением и любовью.
— Теперь уже становится и тесновато в этом зале, — говорит заместитель председателя народного музея Александр Николаевич Конаш. — Около тысячи экспонатов собрано нами. Вот только вчера получили из Ленинграда эти документы, — показывает он.
Жена бывшего железнодорожника, участника революционных событий в Гомеле, Фёдора Михайловича Ткачёва прислала многие снимки мужа и его друзей, воспоминания о том, как Фёдор Михайлович когда-то доставлял в ремонтные мастерские нелегальную литературу.
Появились и первые благодарственные записи в книге отзывов. Бывшие гомельские подпольщицы А. Зиновчик и Н. Коешко написали: «В музее на снимках мы узнали многих своих знакомых. Спасибо за то, что вы бережно собираете и сохраняете материалы в память о живых и мёртвых героях. Это так необходимо для наших детей, для нашей молодёжи…»
На снимке: посетители в народном музее.
М. Даниленко, фото Я. Шульклепера
Гомельская правда, 13 августа 1967
Перевод Александра Флегентова