Жительница г. Гомеля И.Б. Сапожникова сдала в ремонт женские туфли в мастерскую №22 по улице Фрунзе. Через 10 дней — установленный мастерской срок — заказ не был выполнен. Учительница возмутилась, и в следующие две недели её водили за нос: «Туфли не готовы». Тогда Сапожникова пришла на фабрику, и всё прояснилось. Оказалось, приёмщик забыл на корешке квитанции проставить номер мастерской, и туфли после ремонта ждали… заказчика.
— Немного раньше, — возмущается И.Б. Сапожникова, — каблуки к туфлям неопрятно прибили, что я вынуждена была выкинуть их.
Таких жалоб немало.
— Дважды сдавала в ремонт туфли, говорит А.Р. Зеленкова, домашняя хозяйка из г. Гомеля, — обула их пять раз — швы на задниках снова разошлись. В третий раз плачу за одну и туже работу.
— Как вам не стыдно, — говорит приёмщику Вера Галицкая, работница областного управления бытового обслуживания населения. Два раза обула отремонтированные туфли — отскочили металлические набойки.
А вот что пишет т. Великовский: «Женские туфли сдал в ремонт 16 апреля: замена каблуков и вставка мягких задников. Заплатил 3 рубля 04 копейки. Срок выполнения заказа 22 апреля. Пришёл 24, туфель в приёмной №1 не оказалось. Часа два их искали в цехе. Наконец, нашли. Но снова огорчение — забыли вставить мягкие задники. Пришлось снова ждать…»
Только приёмному пункту №1 клиенты вернули 29 сентября — 6 пар бракованной обуви, 3 октября — 4 пары, 4 октября — 8 пар. И так во всех 21 мастерских и приёмных пунктах.
— Идут заказчики всё время, — говорит приёмщик Н.Ф. Петров. — Много жалоб. Стыдно людям в глаза смотреть.
Установленное время ремонта — мелкого — 5 дней, среднего — 10 и крупного — 30 дней — очень часто нарушается.
«27 сентября, — пишет т. Сушинский, — я сдал в мастерскую №2 туфли в срочный ремонт. Сказали придти 28. К моему огорчению на протяжении трёх дней туфли не могли даже найти».
Это не единственный случай, когда пропадает обувь или её не могут долго найти.
В приказе Министра бытового обслуживания населения БССР за №16 от 2 февраля 1967 года «Об утверждении привил приёма, выполнения и выдачи заказов на ремонт обуви и кожгалантерейных изделий» есть такой пункт: «Отремонтированная обувь. который не выдержал гарантийного срока носки по вине мастерской. подлежит бесплатному исправлению в срок не более 1-2 дня». Но. к сожалению, указание министра не всегда выполняется.
«29 мая, пишет Э.С. Фейгина, — я отдала в ремонт детские тапочки. А через два дня после ремонта подклеенный рубчик отошёл. 7 июня снова отнесла тапочки в приёмный пункт №1. Обещали ликвидировать дефект через два дня. Дважды приходила — и только через 5 дней получила их».
А есть же на фабрике диспетчер А.М. Егудкин, который отвечает за точное выполнение сроков ремонта.
Как же он реагирует на жалобы?
— Нечего людям делать, — оправдывается он, — вот и пишут.
Довольно странное объяснение!
Почти год назад введён в строй новый четырёхэтажный корпус фабрики индпошива и ремонта обуви. За короткое время многое уже сделано: смонтированы поточные линии и конвейеры, установлены новейшие машины, прессы, станки, механизмы, приспособления, завезён инструмент. Созданы все удобства: вентиляция, лампы дневного света, тёплые бытовки. На окнах — шторы, на подставках — цветы. Организован участок горячей вулканизации и окраски обуви, чудесная лаборатория, создана экспериментальная группа, которая успешно ведёт разработку новых моделей обуви. Одним словом, созданы все возможности для плодотворной, высокопродуктивной работы.
Так в чём же дело? Чем объясняются частые жалобы, нарушения сроков ремонта?
— За год мы ремонтируем 400 тысяч пар обуви, — говорит директор фабрики Г.Е. Мозгов, — и выполняем 22 тысячи заказов по индпошиву её. Но у нас не хватает квалифицированных обувщиков. Профессионально-технические училища Гомеля их не готовят, а из Минска присылают одного человека в год, и то на индпошив обуви.
А вот что говорит главный инженер З.П. Брохин:
— В республике не организовано производство запчастей к обуви. Например, металлические шпильки для импортной женской обуви мы вынуждены вытачивать на токарном станке. Долго и невыгодно. Плохого качества клей «Ремобувь-1», который мы получаем из Молодечно и Витебска. Предлагали производить клей на месте, не только для нас, но даже и не слушают.
Нельзя не согласится с претензиями руководителей фабрики. Но нельзя также всё сводить только к ним. В сравнении с минувшим годом в три раза сократился поток жалоб. Значит, определенная работа сделана. Однако жалоб на плохое качество и нарушение сроков ремонта ещё много. С этим нельзя мирится. И дело не только в том, что присылают мало специалистов. Надо дать бой бракоделам, поднять ответственность за фабричную марку, повысить требования к работникам ОТК. И ещё одно: не ждать пока пришлют квалифицированных обувщиков из Минска, а готовить их на месте, на фабрике.
Два слова о срочном ремонте. Пунктов срочного ремонта в городе раз-два и обчёлся. И работают они только до 5 часов вечера. Это, по-нашему, также ситуация ненормальная.
С чувством высокого обязательства встретил коллектив фабрики постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию бытового обслуживания населения». И надо надеяться, что он сделает всё необходимое, чтобы быстрей ликвидировать недочёты, улучшить обслуживание заказчиков и заслужить их похвалу.
Г. Марголин, внештатный корреспондент «Гомельской правды»
Гомельская правда, 11 ноября 1967
Перевод Александра Флегентова