Перейти к содержимому

Как песня о родной земле

Орденоносная Гомельщина… Край необъятных колхозных и совхозных полей, заводских корпусов, край чудесных мест.

Гомельщина — земля щедрая на таланты, которые расцвели при социалистическом строе. Здесь работают художники, которые любят родную землю и несут тепло своих сердец её людям. Свидетельство тому — художественная выставка, посвящённая 50-летию Великого Октября, которая открылась в помещении Гомельского Дворца культуры железнодорожников имени Ленина.

Посмотрите на керамические статуэтки Н. Пушкаря — и перед вами раскроется удивительный мир народных типов с живыми чертами, с добрым, остроумным юмором. Вот фигурки — «Левониха и Левон», «Павлинка», «Гусляр», «Иванка», «Белорусская картошка». Немного приземистые, смешные, они сознают целую галерею национальных образов.

«Гомельщина. 1943 год». Так назвал серию графических страниц А. Мельянец. На них — другой образ народа — мужественного и непокорного. И хотя художником до конца не использованы все возможности литогравюры, А. Мельянец последовательно раскрывает всенародный характер партизанской борьбы, иллюстрирует события, непосредственным участником которых он сам был.

Пожалуй, ни одна предыдущая выставка Гомельщины не набирала такое большое количество произведений. На ней широко представлены живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и — в эскизах — монументальное искусство, — около 150 работ, более 30 авторов.

Однако необходимо сказать: всё же маловато произведений с глубокой социальной проблематикой, которая бы полней иллюстрировали исторический путь нашего народа. Этого упрёка особенно заслуживают живописцы. Правда, у некоторых из них есть высокохудожественные произведения.

В первую очередь я назвал бы пейзаж Д. Олейника «Бабино лето». Он притягивает к себе внимание не только ярким колоритом, мажорным звучанием, оптимистическим настроением. Здесь видны радость колхозной деревни, её жизнь.

Как всегда, верный себе старейший наш мастер кисти — заслуженный деятель искусств БССР Б. Звенигородский. Его работы «Весенний май», «Лыжня», «Пролетарский луг. Лето», полные лирики, поэтичности.

Красота природа Севера, её эпичность поданы в пейзажах М. Казакевича, написанных романтично, в своей манере — приподнято, с пониманием её состояния, тонким чувством цветов («Карелия», «Белые ночи», «Соловецкие острова»).

Художник В. Казаченко представил полотна, объединённые общей темой — «Новостройки Гомеля». Эти произведения иллюстрируют трудовые будни большого, растущего города.

Отмечаются своеобразностью работы С. Горячева — «Портрет матери», «Первый снег» и другие. Оригинальность их решения сказывается в тех поисках изобразительных средств, которые ведёт художник.

Интересная по задумке картина И. Юденко «Выходной день». Она — рассказ про юность.

Запоминаются также портреты Б. Кузнецовой — «Ткачихи», «Юность».

Из акварелей хорошее впечатление оставляют работы Р. Ландарского — «Берёзки», «Утро», «Лодки», Оля».

К сожалению, на выставке есть и отдельные слабые работы. Их авторам не хватает высокой художественной культуры. В целом же экспозиция свидетельствовать, что изобразительное искусство Гомельщины сделало значительные шаги в своём развитии.

в зале выставки

На снимке: в зале выставки.

А. Шпынарков, искусствовед, фото П. Белоуса

Гомельская правда, 13 августа 1967
Перевод Александра Флегентова


9


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов