Введение электрической и тепловозной тяги, механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение новых средств телемеханики и связи — всё это сегодняшний день железнодорожного транспорта нашей страны. Определение технических скоростей движения грузовых поездов, целесообразных длин станционных путей, выбор серии локомотивов и разработка вопросов тягового обслуживания железнодорожных направлений, рациональная организация местной работы в узлах и на участках, разработка предложений по повышению скоростей движения пассажирских поездов с технико-экономическим обоснованием предлагаемых мероприятий и многое другое.
Часть этих вопросов решает небольшой коллектив научно-исследовательской лаборатории движения БИИЖТа, общее научное руководство которым осуществляет заслуженный деятель науки и техники БССР, доктор технических наук, профессор И.Г. Тихомиров.
Характерная черта всей деятельности лаборатории — это современность. Современность в выборе и постановке вопросов, в методах их решения, в окончательных итогов проводимых исследований и расчётов. Достаточно привести только один пример. В 1954 года многие направления сети железных дорог нашей страны получили мощные локомотивы — тепловозы. На новый вил тяги перешли и некоторые направления Белорусской железной дороги. Жизнь, производственная деятельность транспорта потребовали новых рекомендаций, инженерных расчётов, научно-обоснованных норм веса и скорости поезда.
Коллективу научно-исследовательской лаборатории БИИЖТа приказом Министерства путей сообщений было поручено выполнить работу по установлению оптимальных значений веса и скорости грузовых поездов, а также исследование вопроса повышения скорости пассажирских поездов на направлении Москва-Брест с предложениями по длинам станционных путей. Немало пришлось поработать и руководителю лаборатории, доценту, кандидату технических наук П.А. Шульженко, и старшему инженеру Е.М. Залесскому, и инженерам О.П. Гараеву, В.П. Протасову, и техникам Э.С. Шаровой, Л.А. Зайцевой и другим, чтобы выполнить работу качественно и в срок.
Творческий энтузиазм, дружеская взаимопомощь, ценные советы профессоров И.Г. Тихомирова и Б.М. Максимовича, а также активное участие в работе представителей многих кафедр института принесли положительные результаты. Работа коллектива получила хорошую оценку на технических советах Белорусской и Московской железных дорог. За успешную разработку темы работникам лаборатории была объявлена благодарность управлением Московской железной дороги.
Сейчас коллектив лаборатории продолжает разработку вопросов, связанных с установлением оптимальных значений веса и скорости поездов на ряде направлений железных дорог Беларуси, Прибалтики, Южного Запада. В своей работе научные работники лаборатории применяют новейшие методы расчётов на электронно-вычислительной машине «Урал-1».
Отмечая большое практическое значение проводимых работ для нужд железнодорожного транспорта, хочется подчеркнуть ещё одну сторону деятельности небольшого научного коллектива. Научно-исследовательская лаборатория движения стала одновременно и своеобразной лабораторией по подготовке научных кадров. Совсем недавно защитил кандидатскую диссертацию сотрудник лаборатории Н.Д. Малькевич, готовится к защите аспирант В.П. Ярошевич, работает над докторской диссертацией доцент, кандидат технических наук П.А. Шульженко.
Не отстают от своих старших товарищей и другие сотрудники лаборатории. Учится в аспирантуре старший инженер О.П. Гараев, стал в этом году аспирантом инженер В.П. Протасов. Успешно сдают экзамены кандидатского минимума старший инженер Е.М. Залесский и инженер А.Ф. Лицкевич, готовятся к поступлению в институт техники Э.С. Шарова и Л.А. Зайцева. Все они встречают горячую поддержку и дружескую помощь у старших опытных товарищей и научного руководителя лаборатории профессора И.Г. Тихомирова.
И. Малашков
Гомельская правда, 27 июня 1967
Перевод Александра Флегентова