На восточной окраине Гомеля, рядом с элеватором, возвышается высокое здание. Это — сортовая мельница Гомельского мелькомбината. Днём и ночью, как на железнодорожном транспорте, не останавливается здесь рабочий ритм: однотонно гудят мощные воздушные насосы, по многочисленным разнокалиберным трубам с этажа на этаж бегут, пока не превратятся в муку или манные крупы, золотая пшеница и рожь.
Ровно, ритмично работает мельница в первом году пятилетки. Её коллектив успешно справляется с производственной программой, даёт продукцию хорошего качества. В этом немалая заслуга начальника мельницы Николая Ивановича Вздорова, который навсегда связал всю жизнь с мукомольным делом, полюбил его. Пятнадцать лет уже, после окончания в Москве всесоюзной школы мастеров-крупчатников, Николай Иванович работает на Гомельском мелькомбинате.
— Кормить людей хлебом, булками, — говорит Вздоров, — дело почётное.
Когда на комбинате не так давно вступил в строй новая сортовая мельница, Николая Ивановича назначили туда начальником. Сначала работать было тяжело, потому что монтаж оборудования был сделан некачественно, отдельные узлы системы мельницы имели серьёзные недостатки, не хватало людей, которые бы хорошо знали мукомольное дело.
Трудности не испугали коммуниста. Как говорится, засучив рукава, Николай Иванович взялся за наладочные работы. Инициативный, энергичный, напористый, он быстро собрал молодой коллектив, направил все его мысли, всё старание на быстрейший пуск мельницы. Начальнику и его подчинённым часто доводилось оставаться в цехах до поздней ночи.
И вот мельница пущена. Но какая это работа, когда то тот, то другой узел или агрегат раз-за разом выходят из строя, система забивается, останавливается, а вокруг от мучной пыли — белым-бело.
— Нет, так не пойдёт. Надо добиться такого порядка, как у ленинградцев, — твёрдо решил Николай Иванович, вспоминая свою работу на ленинградском мелькомбинате имени С.М. Кирова.
Снова начались поиски с придирчивой проверкой всего технологического процесса, перерасчетами, перелистыванием разных технических справочников. В результате раздумья, расчётов, сделали перекомпоновку пневматической сети, по которой бежит зерно и мука, увеличили фильтрующую поверхность, установили более мощные шахтные вентиляторы, заменили пневмоприёмники на более основательные. И дела пошли лучше. Мельница начала давать больше продукции, воздух стал чище. Сейчас в цехах почти совсем нет пыли.
Когда мельница стала работать устойчиво, бесперебойно, а плановые задания перевыполняются, можно было бы, кажется, и успокоится. Но не такой характер у Николая Ивановича, да и не к лицу это коммунисту. Всё больше начала волновать мысль о том, как увеличить выход муки высшего сорта. Ещё и ещё раз пересматривая технологию, опытный мукомол заметил, что мелкая крошка идёт на размол вместе с раздробленными шариками. «Надо их отделить», — решает Николай Иванович. По его предложению в систему подключают дополнительные сита. Результат — блестящий. Выход муки высшего сорта увеличился примерно на 1-2 процента.
Неугомонный, всегда ищущий нечто новое, Николай Иванович творческими поисками зажигает людей. В налаживании работы мельницы, рационализации производственного процесса вместе с ним много поработали сменный инженер Пётр Петрович Дроздов, Сменный мастер Михаил Алексеевич Громыко, валорез Иван Власович Шебентов и другие мукомолы. Начальник всегда поделится новой мыслью со своими подчинёнными, посоветуется с ними, прислушается в их предложениям. Как-то коммунист Шебентов сказал Николаю Ивановичу про свою мысль сделать специальную тележку для снятия тяжёлых валов со станков.
— Быстрей делай, Иван Власович, — посоветовал Вздоров. — Если что, я помогу тебе.
Тележка получилась очень удачной. Эскизы её брали мукомолы из Риги, Алма-Аты, Речицы и других городов. Вообще в Гомеле мельники из разных концов страны — довольно частые гости. На мельнице, которой руководит Николай Иванович, с ними охотно делятся опытом, своими новостями, не преминут расспросить гостей и про новое, передовое, что есть у них.
Своими задумками, планами Вздоров всегда делится с главным механиком комбината Ароном Григорьевичем Брагинским, энергетиком Львом Яковлевичем Гилимовичем, которые уделяют много внимания совершенствованию работы мельницы.
— Через некоторое время, — рассказывает главный инженер мелькомбината Василий Аксентьевич Сивун, — мельница станет на плановый профилактический ремонт. В это время мы осуществляем ещё ряд мероприятий по дальнейшему увеличению выпуска продукции, повышению продуктивности труда, наведению культуры.
— Мы хотим, чтобы у нас было так чисто, — добавляет Николай Иванович, — как в хорошей аптеке, чтобы провёл по стене или оборудованию чёрной перчаткой и на ней не осталось никакого следа.
На прощание Вздоров сказал:
— Заходите тогда к нам, и вы увидите, что мы своего добились.
К. Неронский
Гомельская правда, 13 февраля 1966
Перевод Александра Флегентова