Перейти к содержимому

Путешествие по Гомелю. Ч. 2: Город-труженик

Часть 1 Часть 3 Часть 4

Дальнейший маршрут путешествия по Гомелю привёл нас в один из старейших промышленных районов города. Когда Экскурсионный автобус миновал широкий асфальтированный Полесский путепровод, взгляду открылась широкая заводская панорама. Вот он, ветеран индустриального Гомеля, вагоноремонтный завод!

Богатейшую историю имеет это предприятие и связана она с возникновением одной из старейших в Беларуси Либаво-Роменской железной дороги. Впервые движение по этой магистрали от Вилейки до Гомеля, как сообщается в IX томе книги «Россия», был открыт в конце 1873 года. Уже в следующем, 1874 году для ремонта паровозов и вагонов были созданы механические мастерские, согласно других источников — главные мастерские Либаво-Роменской железной дороги.

В то время это было одно из крупнейших и хорошо оборудованных предприятий края. Тем не менее, изнурительный 10-часовой рабочий день, отсутствие элементарной техники безопасности часто приводили здесь к несчастным случаям. Вот она, мрачная статистика: в 1909 году почти четвёртая часть рабочих мастерских получила серьёзные травмы!

— А сколько людей было тогда занято в ремонтных мастерских?

— В 1909 году здесь работало 975 человек. Мастерские расширялись, и уже в последующие годы количество трудящихся достигала 1200 человек. На базе этого предприятия и возник современный вагоноремонтный завод.

Это завод славных традиций. В летопись революционного движения на Гомельщине он вписал не одну отличную страницу. Уже в июле 1886 года рабочие главных мастерских провели свою первую забастовку. То был предвестник следующих революционных атак. Ветераны завода помнят, например, массовый митинг, который состоялся 9 декабря 1905 года. Выбранный тогда статочный комитет призывал рабочих к политической забастовке в знак солидарности с вооружённым восстанием в Москве (на этом митинге присутствовал представитель Красной Пресни).

Приближалась мощная преобразующая буря Великого Октября. По примеру рабочих Петрограда и Москвы в мастерских создаётся красногвардейский отряд. По предложению Полесского комитета ОСДРП он активно включается в вооружённую борьбу против корниловских заговорщиков, которые пробовали прорваться в Питер, чтобы задушить революцию.

До 25 воинских эшелонов задержали гомельские революционные железнодорожники и красногвардейцы на участке Гомель-Жлобин.

Мощный отзвук в цехах мастерских нашло восстание 15 тысяч солдат гомельского пересыльного пункта, которые отказались ехать на фронт.

«…На подавление восстания направили 18-й Северский полк 5-й Кавказской дивизии. Но в результате разъяснительной работы полкового комитета, который возглавлял С.М. Будённый, Северский полк поддержал восставших солдат…» («Трудящиеся Гомельщины в борьбе за власть Советов. Хроника событий»).

…Перед тем, как двигаться к следующему пункту нашего путешествия, обратите внимание на мемориальную доску, которая установлена на проходной ВРЗ. «На этом заводе в июне 1919 года Выступал с речью перед рабочими Михаил Иванович Калинин». Коллектив вагоноремонтного свято хранит в своей памяти это событие.

Газета «Известия» 21 июня 1919 года сообщила: М.И. Калинин 17 июня посетил Гомельские железнодорожные мастерские, обошёл все цеха, разговаривал с рабочими, интересовался их жизнью и работай. На митинге, где присутствовало свыше 3000 рабочих, он выступил с докладом о внутреннем и международном состоянии страны.

М.И. Калинин принимает парад
М.И. Калинин принимает парад интернационального батальона на станции Гомель. Июнь 1919 год.

— Это был единственный приезд председателя УЦВК в Гомель?

— Нет, не единственный. В начале октября 1920 года Михаил Иванович снова посетил Гомель, участвовал в работе III Губернского съезда Советов и был избран Почётным Председателем съезда. В эти дни он выступил с речами на митинге в Гомельских железнодорожных мастерских, на Губернском съезде союза работников просвещения и социалистической культуры, а также на торжественном выпуске губпартшколы.

Важной вехой в жизни предприятия стал 1929 год. Железнодорожные мастерские были преобразованы в паровозовагоноремонтный завод.

В жизнь Гомеля первая пятилетка вдохнула новую индустриальную мощь. Чтобы наглядно увидеть плоды тех незабываемых лет, на надо направится в район бывшей Новиковской рощи, где сейчас на десятки гектаров раскинулись корпуса детища первой пятилетки — завода «Гомсельмаш». Перед нами цеха-гиганты, оснащённые новейшим оборудованием. С главного конвейера каждые 22 минуты здесь сходит силосоуборочный комбайн, каждые 12 минут рождается тракторный прицеп.

Эти современные машины с маркой «Гомсельмаша» можно встретить сегодня во всех уголках нашей страны; они облегчают труд хлебороба, содействуют повышению её продуктивности. В этом году страна получит от гомельских машиностроителей 12000 комбайнов, 30000 прицепов и на 3.5 миллиона рублей запасных частей для сельхозмашин.

«Гомсельмаш» рос вместе с родным городом, вместе со всей страной. Первыми его энтузиастами были те 164 человека, в большинстве своём строители завода, которые начали освоение выпуска силосорезок «Папек». Эти делалось по специальному заданию Высшего Совета Народного Хозяйства в 1929 году. Задача была не из лёгких: такие машины до этого момента в нашей стране не производились.

Сборка тракторных прицепов
«Гомсельмаш». Сборка тракторных прицепов на конвейере. Фото Ч. Мезина (БЕЛТА)

29 июля 1928 года был заложен фундамент будущего завода, а через 21 месяц из его цехов вышли первые 495 силосорезок. Коллектив предприятия взрослел, набирал опыт. В январе 1930 года ему поручили освоить выпуск серии новых машин — силосорезок «Интернационал», клеверосортировок, картофелемоек и других. Знаменательной датой в жизни завода стало 15 октября 1930 года: литейный цех выдал первую плавку.

— Назовите имена тех энтузиастов, которые выпускали первые машины?

— Этих ветеранов и сейчас хорошо помнят на заводе. Первая табельная марка была у токаря Ивана Данатовича Станкевича. От рабочего до директора завода «Двигатель революции» — такой его трудовой путь. Сейчас он на пенсии. Среди первых гомсельмашевцев — Викентий Романович Нарбутович, депутат Верховного Совета СССР двух созывов, Александр Георгиевич Платковский, теперешний заместитель директора завода «Двигатель революции». Вожаком заводского комсомола тех лет был Николай Дворников, инициатор начинаний молодых гомсельмашевцев, а потом секретарь подпольного ЦК комсомола Западной Беларуси, герой боёв за республиканскую Испанию. Их много, тех, кто своими трудовыми и ратными подвигами прославил родной завод. Имена многих из них записаны в заводскую Книгу славы.

За годы предвоенных пятилеток «Гомсельмаш» выпустил более 326 тысяч сельскохозяйственных машин. Его сложные льномолотилки, сортировки, силосорезки и другие машины экспонировались на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939-40 годов. Завод был удостоен диплома II ступени.

Когда началась Великая Отечественная война, «Гомсельмаш» был эвакуирован в глубокий тыл и начал ковать оружие для фронта. В истории завода есть такой легендарный эпизод: на новом месте он был смонтирован за 30 суток и уже в декабре 1941 года выпустил продукции на 25 процентов больше, чем в среднем за месяц до войны. В 1943 году гомсельмашевцы ежемесячно давали столько продукции, сколько в мирное время за год.

Возрождённый из руин современный «Гомсельмаш» — богатырь сельскохозяйственного машиностроения страны. Комбайны его производства «КС-2.6», тракторные прицепы «2ПТС-4» нашли признание во многих странах мира. Их можно встретить в Венгрии и Югославии, на Кубе и в Болгарии, в Ганне и Ираке, в ЮАР и Афганистане, Иране и Турции. Завод демонстрировал свою продукцию на международных выставках и ярмарках Касабланки, Лейпцига, Брно, Будапеште и других городах.

— А ещё какая продукция Гомеля пользуется спросом на международном рынке?

— Например, станки Гомельского завода имени Кирова. Они экспортируются в 48 стран мира. Продукция завода тракторных пусковых двигателей поставляется 25 странам, сложная аппаратура производства завода измерительных приборов идёт в 17 стран, стекло и трубы завода имени Ломоносова — в 13 стран мира.

В разные страны отправляют свои изделия заводы «Двигатель революции», электротехнический, деревообрабатывающий, молочный и жировой комбинаты. Продукция с маркой Гомеля идёт теперь в 65 стран пяти континентов.

Новый производственный корпус
Новый производственный корпус гомельского завода измерительных приборов. Фото П. Белоуса

На Висле и Одере, Дунае и Нёмане курсируют красавцы-теплоходы на подводных крыльях, которые изготовлены руками гомельских судостроителей. Воды белорусских рек также бороздят быстроходные алюминиевые суда типа «Беларусь», «Ракета» и «Волга». Речные такси типа «Волга» получили название «Стрела».

— Когда начался выпуск таких теплоходов?

— Первым алюминиевым судном на подводных крыльях, которое было спущено на воду в Гомеле, был шестиместный катер «Стрела-1». Состоялось это в сентябре 1959 года, первого года семилетки.

Семилетка коренным образом изменила облик многих промышленных предприятий Гомеля. Они не только получили новый профиль, но и были преобразованы на новой технической основе: артели промышленной кооперации преобразовались в высокомеханизированные предприятия. Вместо артели «Штамп» возник завод «Электроаппаратура», вместо артели «Молот» — завод санитарно-технического оборудования. Ничего не осталось от ложковой фабрики. На бывшей её территории раскинулись корпуса завода измерительных приборов. Осенью 1959 года было принято решение о преобразовании небольшого ремонтного предприятия в завод тракторных пусковых двигателей. Уже в следующем году, в канун первомайских праздников, были собраны первые пускачи для трактора «Беларусь». А в завершающем году семилетки страна получила уже 107 тысяч двигателей. Возведённый новый электродный цех даёт ежемесячно около 700 тонн ценной продукции.

Если бы маршрут нашего экскурсионного автобуса пролегал дальше с улицы Барыкина на северо-западную окраину Гомеля, то наше внимание захватили бы новый хлебозавод в районе Речицкого шоссе и возводимые корпуса завода торгового оборудования, завод «Коммунальник» — на улице Гагарина и светлое здание швейной фабрики «Коминтерн» — на Интернациональной. В конце Советской улицы, кроме «Электроаппаратуры», можно также залюбоваться производственным комплексом «Гомелькабеля». А дальше идут заводы «Гидроаппаратура» и другие предприятия, рождённые за годы семилетки.

Совсем недавно вступила в строй первая очередь крупнейшего в стране сернокислотного комплекса Гомельского суперфосфатного завода; началась эксплуатация автоматизированного комбикормового завода в Новобелицком районе.

Счёт успехам в новой пятилетке строители открыли на испытаниях второй очереди суперфосфатного, чугунолитейного завода «Центролит», возводятся новые заводы: мотороремонтный, теплоизоляционных материалов и линолеума, крупная промышленная база строительного треста №10, расширяются жирокомбинат, судостроительно-судоремонтный, электротехнический, винодельческий, стеклянный и другие заводы.

Широкими шагами шагает по Гомелю новая пятилетка.

Гомельская правда, 1, 2 февраля 1966
Перевод Александра Флегентова


11


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов