В нашем городе около 600 улиц и переулков. И когда спросить у любого гомельчанина, что он знает о своей улице, на которой он живёт, то далеко не каждый смог бы рассказать об её возникновении и истории, особенно, когда эта улица старая. А между тем, знать об этом не только интересно, но и важно и полезно, потому что каждая улица — это не просто часть города, она — наше ежедневное окружение, связанное с каждым из нас тысячами ниток. Вот поэтому, идя навстречу 50-летию Советской власти, редакция решила с этого воскресного номера ввести рубрику «Улицы нашего города».
Для всех нас, гомельчан, особенно дорога Советская улица, потому что в ней как бы сконцентрирована вся история Гомеля. Появилась она ещё тогда, когда основался город, а это значит — не меньше тысячи лет назад. Пробивая город с юга на север, она сотни лет называлась Пробойной, и только в половине 19 века была переименована в Румянцевскую в честь бывшего хозяина Гомеля графа Румянцева-Задунайского.
Как она выглядела в то время? Начиналась она с Соборной площади (сейчас площадь имени В.И. Ленина) и заканчивалась около кладбища, это значит длина её не превышала 2 километров. Начальная часть её, которая присоединялась к центру и заселялась богатеями, — была красивой, чистой и светлой. А начиная с сегодняшнего пионерского парка, где тогда было болото, стояли приземистые деревянные хибарки, не было совсем уличного освещения, тротуаров. И жили в этих домиках рабочие, ремесленники мелкие торговцы.
Для того, чтобы держать рабочий лют в послушании, городские магнаты имели на этой улице и усиленные полицейские посты, и конную жандармерию, и тюрьму, и 5 православных церквей, 2 синагоги, один костёл. Кроме собственного покоя, «отцы города» оберегали покой ясновельможных гостей — на этой улице к Румянцевым и Паскевичам приезжали почти все российские императоры, начиная с Екатерины II.
Однако и тогда эксплуататоры не всегда чувствовали себя хозяевами на этой улице. Как бурный весенний паводок, заполнили её рабочие 19 января 1905 года. В суровом молчании сопровождали они на кладбище убитых полицией рабочих. А, возвращаясь назад, рабочие организовали напротив тюрьмы, на этой же улице мощную манифестацию, приветствуя через окна политзаключённых, которые находились в тюрьме, с началом революции.
Необходимо добавить, что начиная с 1901 года, тюрьма была переполнена политзаключёнными. Об этом в 1902 г. красноречиво писала ленинская газета «Искра».
«В нашей тюрьме, — сообщал корреспондент из Гомеля, — в одной камере сидят 32 человека, которые арестованы четыре месяца назад на одной из сходок, несмотря на то, что более 14 заключенных держать в этой камере не разрешается. Состояние заключенных ужасны. От чрезмерной тесноты и удушливого спёртого воздуха все они заболели, а у некоторых даже кровь из горла пошла. Заключенные заявили начальнику тюрьмы, что их жизни угрожает опасность в стенах этой тюрьмы; на это начальник ответил, что… его дело только стеречь их и не дать им умереть».
Но ни тюрьмы, ни пытки не остановили борьбу трудящихся города за свои права. Как морские волны, вырвались они на Румянцевскую в день 1 мая 1905 года. Рабочие несли революционные лозунги, пели боевые песни, и полиция не в состоянии была разогнать их. Ещё более внушительная демонстрация была проведена на этой улице трудящимися города 1 мая 1917 года, когда власть была в руках эксплуататоров, но народ уже расправлял свои могучие плечи. Красные полотнища со словами «Вся власть Советам!». «Долой войну!», которые несли над головами рабочие завода Фрумина (сейчас имени Кирова), Либаво-Роменских мастерских (сейчас ВРЗ) не на шутку напугали гомельскую буржуазию и её прихвостней — меньшевиков, эсеров и бундовцев.
Не раз ещё и после этого Румянцевская была активной участницей грозных событий. По ней 28 августа (старый стиль) 1917 года шли на борьбу против Корниловского мятежа гомельские рабочие. На неё 30 октября (также старый стиль) собрались тысячи гомельских рабочих и солдат, приветствуя объявление в Гомеле и в Гомельском уезде Советской власти. По ней 25 марта 1919 года вели в тюрьму, а после на расстрел гомельских коммунаров, которые смело поднялись на борьбу за Советскую власть против контрреволюционных мятежников — стрекопытовцев.
«Передайте привет оставшимся товарищам и скажите им, что мы честно погибли на своём посту, — успел сказать при выходе из тюрьмы один из коммунаров, — редактор «Известий Гомельского ревкома» Николай Билецкий, славное имя которого присвоено одной из улиц Гомеля.
Став полными хозяевами своей судьбы, трудящиеся Гомеля возбудили ходатайство перед горсоветом о переименовании Румянцевской в улицу Советскую. С тех памятных героических дней прошло почти полвека. Но ещё не раз омывалась своей и вражеской кровью наша родная Советская улица.
На ней гомельские ополченцы плечом к плечу с бойцами Советской Армии вели жестокие бои 19 августа 1941 года. На ней осенью 1941 года гомельскими подпольщиками во главе с Тимофеем Бородиным был взорван фашистский ресторан, в котором погибло тогда 86 гитлеровских офицеров…
Вся в руинах, израненная и замученная, но гордая и непобеждённая встретила она своих освободителей — бойцов Советской Армии 26 ноября 1943 года.
С того времени минуло уже 22 года. И за этот очень короткий срок Советская не просто восстановлена, но стала в три раза больше и неизмеримо красивей. Нельзя в газетной статье рассказать обо всех чудесных многоэтажных домах, учебных и медицинских учреждений, которые выросли на Советской. На этой улице работает десять больших предприятий, такие как фабрика имени 8 марта, завод «Гомелькабель», кондитерский комбинат «Спартак», завод «Электроаппаратура», продукция которых идёт во все концы страны и за её пределы.
Гомельчане любят и гордятся Советской улицей, а старожилы тем, что в ней воплотились их мечты и мечты их родителей, а молодёжь тем, что она сохраняет традиции прошлого и гордо шагает в будущее.
На снимке: улица Советская. (Снимок внизу): так выглядела улица в первые годы Советской власти.
Л. Кужелев, персональный пенсионер, фото П. Белоуса
Гомельская правда, 1 августа 1965
Перевод Александра Флегентова