Перейти к содержимому

Путешествие в будущее

Наступил новый, 1965 год. Но представьте себе на минуту, что мы сделал небольшое путешествие в будущее и вступили не в 1965, а в 197… год. Этак годов на десять вперёд.

…Дождавшись тёплых весенних дней и использовав служебный вертолёт «Гомельская правда», делаем воздушную экскурсию по Гомелю и области. Вместе с нами в кабине находится группа архитекторов во главе с начальником областного управления по делам строительства и архитектуры Иваном Даниловичем Спириным.

Легко взмыв с площади имени Ленина, наша пассажирская «стрекоза» начинает потихоньку двигаться вдоль Советской улицы. Внизу остались зелёные скверы, окаймляющие с двух сторон областной театр (давно уже зеленью заросло место, где возвышался, как символ купеческого города, пожарная каланча), сияющее стеклом и алюминием Молодёжное кафе возле входа в парк, перекинутый с крутого берега Сожа подвесной мост на пляж.

А в 1965 году, когда начали возводить мост, — заметил кто-то из архитекторов, — были люди, которые считали, что у него малая пропускная способность.

— Почему ж, ширина 2.6 метра совсем нормальная… А сколько удобства для отдыхающих! — откликнулся на реплику коллеги главный архитектор Гомеля Владимир Лукич Бурмакин. — И высота в 50 метров вполне достаточная — не помешает любому судну.

Пока шёл этот разговор, вертолёт пронёс нас над городским стадионом, который утопает в зелени. В 1965 году впервые на его обновлённом поле в присутствии десяти тысяч зрителей, которые разместились на новых трибунах, состоялся футбольный матч между командами класса «А». И вот теперь, в 197… Году, гомельские спартаковцы выступают в первой группе и оспаривают золотые медали чемпионов.

Не успели мы облететь башню производственного корпуса фабрики имени 8 марта, как перед взглядами всех, кто был в кабине, предстал привлекательный рисунок нового жилого микрорайона.

— Это его работа, — кивнул Иван Данилович Спирин в сторону главного архитектора.

— В каком смысле?

— Он — автор проекта, который начал осуществляться в 1964 году. А сейчас, как видите…

И посмотреть было на что.

Вдоль Советской улицы красивой анфиладой выстроились крупнопанельные жилые дома. Удлиненные, фронтально поставленные к улице, пятиэтажные дома чередовались со сдвоенными девятиэтажными башенного типа.

Видите, там, где были склады плодоовощного комбината, — подсказал Владимир Лукич Бурмакин, — теперь построен современный торговый центр. В едином комплексе тут и магазины, и кафетерий, и бытовой комбинат.

Противоположная сторона жилого массива заканчивается где-то около набережной Сожа. И там, завершая новый микрорайон, также возвышалось несколько больших девятиэтажных домов.

микрорайон в начале Речицкого шоссе.
Так будет выглядеть новый показательный микрорайон в начале Речицкого шоссе.

Винтокрылая машина повернула в сторону завода «Гомсельмаш». С высоты все сразу увидели цеха гиганта сельскохозяйственного машиностроения. А вот прилегающей к нему Титенской улицы никто из нас не узнал, настолько она изменилась. Вокруг Дворца культуры вырос целый микрорайон крупнопанельных жилых домов. Тут и новая школа, и торговый центр, детский ясли-сад и, как люстры, несколько сияющих на солнце прудов, которые проектировщики и строители спрятали и со вкусом вписали в районный парк.

— Тут мы ещё продолжим строительство, — сказал главный архитектор города. — В перспективе вокруг завода «Гомсельмаш» должны сгруппироваться четыре микрорайона с населением примерно в 80 тысяч человек.

Вертолёт медленно парил над жилыми массивами, мы имели возможность в деталях разглядеть построенные и возводимые кварталы.

— Может, посмотрим и новостройки области? — подал мысль Иван Данилович Спирин. — Учтите, в них вложено в три раза больше средств, чем в строительство областного центра.

Набравши скорость, воздушная машина взяла курс на Жлобин. По дороге внимание привлёк компактный благоустроенный жилой посёлок совхоза «Коммунар» Буда-Кошелёвского района.

— Видите в центре населённого пункта три новые здания? — спросил Спирин. — Это гостиница, комбинат бытового обслуживания и детский ясли-сад.

Вскоре мы увидели серебристую ленту Днепра, а затем показался и Жлобин. На крутом берегу реки, украшающий город, дающий ему новый облик, встали белокаменные пятиэтажные жилые дома. С левой стороны показались строения двух новых предприятий — азотнотукового и ремонтного завода дорожных и строительных машин. С правой стороны, на шоссе, которое шло в направлении Рогачёва, бросился в глаза новый жилой микрорайон, построенный для рабочих этих предприятий.

Следующее направление — Светлогорск. И тут Иван Данилович Спирин заметил:

— Жаль, что времени так мало. Могли бы сделать посадку и принять сероводородные ванны в новом санатории на берегу Днепра. Настоящая Рогачовская Мацеста. На изгибе Днепра, в десяти километрах от города, уже приобретает свои черты курортный городок, в котором скоро начнут действовать два дома отдыха и санаторий на тысячу мест.

— Интересная тема, — усмехнулся фотокорреспондент и достал блокнот, — можно сделать пару кадров.

..Светлогорск — новый город на Березине — можно с воздуха отличить от других населённых пунктов. Характерные его приметы: строгая планировка жилых кварталов, красивые очертания корпусов Василевичской ГРЭС и величественные кордовые цеха Светлогорского завода искусственного волокна. Вертолёт пошёл на снижение, и все увидели четыре новые микрорайона, построенные на последние годы.

— Вы видите, — подсказал Иван Данилович, — все они размещены вдоль асфальтового шоссе, которое связывает Светлогорск с заводом искусственного волокна. Справа — это первый микрорайон, который был завершён в 1965 году, а напротив его — второй микрорайон, в котором живут свыше десяти тысяч светлогорцев. В основном это химики, энергетики, рабочие бумажной промышленности.

жилой дом
Правда, красивое здание? Этот жилой дом возникнет на углу улицы Интернациональной и проспекта Ленин, там, где теперь стоит старый корпус фабрики «Коминтерн».

— А что это за корпус прямо под нами? — поинтересовался пилот.

— Это заканчивается строительство большого комбината по переработке отходов древесины в бумагу и тарный картон. Кстати, слева деревню Чирковичи видите? Вон ту, на берегу Березины. Около неё — новые светлые дачи. Это дом отдыха химиков. Красочные места!

Больше часа пришлось лететь от Березины до города на Припяти — Мозыря. Перед глазами предстал удивительный рисунок преобразованного стародавнего полесского города. И всё это сделала современная индустрия: Мозырский нефтеперерабатывающий завод, который использует белорусскую нефть, большой химический комбинат, что работает на местных полезных ископаемых — богатых залежах каменной соли. На крутом берегу Припяти, в стороне от заводов, быстрыми темпами строится, по сути дела, новый город.

— Химики и нефтяники тут получат 80 тысяч квадратных метров жилой площади, — уточнил Спирин и дополнил: — Хорошо, что эта новая часть города строится на ровном плато, где есть возможность широко применить типовые проекты жилых крупнопанельных домов. Проектировщикам и строителям тут непочатый край работы. Не шутка, 140 тысяч мозырян будут жить в новом городе!

— И старая часть также прихорашивается, — заметил Владимир Лукич Бурмакин. — Около универмага, который был введён в строй, помните, в 1964 году, недавно вырос великолепный Дворец химиков.

А зелени сколько в Мозыре, замечаете? — спросил областной архитектор. — Только городской парк за последние годы расширился в пять раз.

Ещё полчаса — и наша «стрекоаз» уже делает круг над Речицей. Возле неё будто символ новых преобразований, настоящий лес нефтяных вышек. День и ночь выкачивают они из глубоких недров «чёрное золото» — дар полесской земли. Теперь Речицу называют городом нефтяников. За последние годы ту появился ряд новых предприятий: напротив завода канализационных труб — большая фабрика нетканных материалов; вступила в строй районная теплоцентраль, на полную мощность работает завод овощных консервов, построены также новые метизный и гидролизный заводы.

Быстро увеличивается население города и быстрыми темпами идёт строительство жилья. О хорошей планировке позаботились сотрудники облпроекта. Генеральный план застройки Речицы (автор архитектор К. Устюгов) рассчитан на то, чтобы в городе проживало 150 тысяч жителей.

Все пассажиры вертолёта, увлёкшись необычным путешествием, не заметили, как наступили сумерки. Время возвращаться домой. Пилот вертолёта прибавил газ, и через минут 10-15 мы увидели родной Гомель. Новые микрорайоны, которые раскинулись вдоль Речицкого шоссе, сияли огнями. А вот под нами и центр города. На Привокзальной площади очень эффектно выделяется 9-этажная гостиница «Спутник». Летим дальше.ю и над площадью Труда, на месте, где раньше стояло здание фабрики «Коминтерн», видим самое высокое здание города — 9-этажный башенного типа дом.

После трудоого дня улицы города оживлённые, заполненные людьми. На специальной площадке приземляется наше винтокрылое такси. Стих мотор, и все услышали волшебную мелодию вальса Чайковского. Будто кристальный дворец, блестит банкетный зал Молодёжного кафе. Это оттуда доносится мелодичная музыка и через большие окна видно, как кружится в вихре вальса весёлая, жизнерадостная молодёжь…

Репортаж вёл Г. Разинский
Рисунки архитектора Л. Потапова
Гомельская правда, 1 января 1965
Перевод Александра Флегентова


8


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов