Первое отечественное судно на подводных крыльях типа «Ракета» было спущено на воду в 1957 году и эксплуатировалось на пассажирской линии Горки-Казань на протяжении трёх лет.
А до конца навигации 1962 года на реках Союза уже эксплуатировалось несколько десятков судов на подводных крыльях.
Строительство судов на подводных крыльях постоянно увеличивается. В 1965 году намечено построить уже несколько сотен крылатых пассажирских теплоходов на 30-150 мест каждый. Из этого числа часть будет морскими.
Грузовые суда на подводных крыльях также могут найти широкое применение, особенно в районах, где речной транспорт является основным видом транспорта. Кроме этого, суда на подводных крыльях найдут широкое применение для специального назначения — транспортировка живой рыбы, молока, почты и т.д.
В 1959 году коллектив Гомельского судостроительно-судоремонтного завода впервые в стране переоборудовал теплоходы типа «Ракета», значительно сменив осадку этих судов, что позволило применить их на таких сравнительно неглубоких реках, как Сож и верховье Днепра.
В этот же период был налажен серийный выпуск прогулочных катеров типа «Волга», на которых установлен автомобильный двигатель. Такой катер рассчитан на шесть человек. Скорость его достигает 65 километров в час. Корпус выполнен из алюминиевого сплава. Катера этого типа используются для прогулок, перевозки пассажиров на небольшие расстояния — до ста километров, а также для служебных целей. В настоящий момент такие суда можно увидеть на многих реках страны, а также на Черноморском побережье. Значительное количество катеров используется для перевозки почты на реках Дальнего Востока, где они являются основным видом транспорта.
Один из катеров в этом году будет экспонироваться в Москве на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Несколько дней назад гомельские судостроители отправили его в Москву.
Уже вторую навигацию проводятся испытания на реке Сож экспериментального катера на подводных крыльях, корпус которого сделан из пластмассы. Этот катер построен совместно гомельскими и бобруйскими судостроителями и его испытания дали положительные результаты. Замена алюминиево-магниевых сплавов пластичными массами имеет большое народнохозяйственное значение.
На Гомельском заводе строят также пассажирские теплоходы типа «Беларусь» с корпусом из дюралюминиевого сплава. Судно имеет тридцать мест, оборудовано удобными креслами. Пассажирский салон отделан пластиком. Эксплуатационная скорость теплохода — 60 километров в час. Мощность двигателя — 900 лошадиных сил. Основное преимущество теплохода «Беларусь» заключается в том, что его осадка при ходе на крыльях — всего 30 сантиметров. Это открывает путь для его использования на неглубоких реках, в верховьях речных бассейнов, где в летнее время обычные суда пройти не могут из-за мелководья.
Головное судно «Беларусь» уже вторую навигацию эксплуатируется в верховьях реки Сож на линии Гомель-Славгород, где пользуется заслуженной популярностью у пассажиров. Сейчас завершились ходовые испытания второго судна этого типа, а завод приступил к строительству других судов этой серии.
В минувшем году на Гомельском заводе завершено возведение цеха алюминиевого судостроения, который будет специализироваться на строительстве теплоходов типа «Беларусь» и катеров «Волга». В цехе созданы две поточные линии по сборке корпусов и монтажу оборудования на катерах. Одновременно разработана новая технология, которая позволит значительно увеличить выпуск судов. В 1966 году их будет выпущено в четыре раза больше, чем в 1964 году.
Суда с маркой Гомельского завода можно встретить на всех реках нашей страны, а в 1966 году они будут выпускаться на экспорт — за границу.
В. Динович, инженер завода
Гомельская правда, 18 июля 1965
Перевод Александра Флегентова