Руководитель — организатор и воспитатель

Коллектив Гомельского судостроительно-судоремонтного завода с воодушевлением соревнуется за успешное выполнение заданий семилетки, за осуществление Программы КПСС. В этом важном деле особенно возрастает роль мастера как организатора производства и воспитателя масс.

На нашем предприятии работают 38 мастеров — командиров производства. Некоторые из них, такие, как коммунисты Степан Верещагин, Василий Гореликов, Сергей Бравов, Яков Шабалкин и другие, работают мастерами по десять и более лет.

Большая номенклатура выпускаемой заводом продукции. Технология её изготовления самая разнообразная. Мастерам приходится не только уделять много внимания освоению новой технологии, но и принимать активное участие в её разработке.

От рядового токаря до хорошего специалиста прошёл путь на заводе коммунист Семён Ильич Литманович. В последнее время без отрыва от производства он окончил техникум и работал групповым механиком. А когда увидел, что начал отставать участок ремонта, то по примеру Гагановой перешёл туда работать мастером.

Мастера Павел Шабулдаев, Фёдор Толканев, Борис Добрушкин выступили организаторами наведения культуры на рабочих местах, предложили более рационально использовать рабочее время. Бригады электросварщиков Василия Ефремова, Алексея Лузакова, Николая Плесского обратили серьёзное внимание на экономное использование электродов. На заводе был объявлен месячник по улучшению организации труда, вскрытию новых резервов. Сейчас по примеру Приходченко в рационализации производственных процессов участвуют более 100 человек. Новаторы производства внедрили поточно-позиционную постройку судов на подводных крыльях, секционную сборку стальных теплоходов.

Широкое распространение получил у судостроителей призыв новатора Климкова. Мастера М. Б. Соломенок, П. С. Шабулдаев, бригадиры Семён Сапелкин, Дмитрий Томашук и другие поставили перед собой задачу улучшить организаторскую и воспитательную работу в своих коллективах, добиться полного использования резервов обеспечения дальнейшего роста производительности труда и улучшения технико-экономических показателей своих участков.

На предприятии ширится соревнование за «белорусский час». Первыми в этот поход включились литейщики мастеров Евсея Шапиро и Василия Брилевича. Слова у них не расходятся с делами. формовщики, стержневщики, заливщики, модельщики выполняют сменные задания за 5-6 часов вместо семи.

Коллектив цеха алюминиевого судостроения соревнуется за экономию алюминиевого листа, нержавеющей стали, органического стекла и других материалов. На участках мастеров т. Быховца, Шеломенко, Тетерева сэкономлены уже десятки килограммов дорогостоящих материалов. Мастера укомплектовали бригады и звенья с таким расчётом, что в них вошли специалисты высокой квалификации и малоквалифицированные рабочие. Это помогает быстрее осваивать технически обоснованные нормы выработки, избегать брака в работе. Ранее, как правило, списанные суда разрезали и отправляли в металлолом. Мастер Юрий Бердаков проявил ценную инициативу. Снятую с таких судов угловую и листовую сталь после некоторой переработки он использует на ремонте флота.

Это позволило в течение года сэкономить более десяти тонн драгоценного металла и пустить его на строительство новых судов.

В обеспечении ритмической работы участков большую роль играет разработка и доведение до рабочих месячных и декадных заданий. На участках, где работают мастерами Марк Шеломенок, Сергей Бравов, Федор Толкань, каждый рабочий знает, какое задание нужно выполнить коллективу и ему лично на ближайшее время по выпуску валовой продукции, по производительности труда, номенклатуре главнейших изделий. Исходя из этого, мастера сразу намечают, как лучше использовать наличный контингент рабочих и запланированный фонд зарплаты.

Регулярно проводятся на заводе «Дни мастера». На этих коротких совещаниях мастера и рабочие обсуждают дела своего участка. Как правило, на таких совещаниях присутствует кто-то из инженерно-технических работников заводоуправления. Это позволяет быстрее реагировать на недостатки и удовлетворить требования, высказанные рабочими. Однажды на участке мастера т. Никитина обсуждался вопрос организации труда и уплотнения рабочего дня. Фрезеровщик Иван Хоруженко, токарь Анатолий Радченко и другие заявили, что они много времени теряют впустую из-за отсутствия эмульсии, а также несвоевременной подготовки заготовок. Недостатки, вскрытые в «День мастера», вскоре были устранены.

Большинство мастеров завода — люди с высшим и средним образованием. С целью повышения их технического уровня на предприятии работают постоянно действующий семинар и школа передового опыта. Каждый мастер участка проводит воспитательную работу в своём коллективе. А такие, как тт. Колесников, Шабулдаев, Толкань и другие, являются руководителями экономических школ. Мастера тт. Гореликов, Шапиро, Толкачёв часто выступают перед рабочими с беседами.

Почти все мастера участков принимают активное участие в рационализаторской работе, помогают в этом деле остальным членам своих коллективов. В порядке обмена опытом многие из них побывали на предприятиях разных городов страны. На заводе обобщён опыт работы мастеров Литейного и электромонтажного участков, бригад судосборщиков тт. Отрощенко и Сапелкина, ударников коммунистического труда токарей тт. Левина и Татчихина. Напечатанные материалы с опытом их работы распространены по участкам, где досконально изучаются и успешно применяются в практической работе.

Повседневные заботы мастеров о повышении производительности труда, воспитании людей помогают коллективу завода в соревновании за высокие производственные показатели, за покорение почётного звания предприятия коммунистического труда.

М. Сердюков, инженер отдела труда и зарплаты Гомельского судостроительно-судоремонтного завода

Гомельская правда, 21 июля 1964

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.