Как великий праздник отметили все народы нашей Родины 400-летие русского книгопечатания. И в эти дни каждому из гомельчан хочется ещё больше узнать о том, когда впервые возникло книгопечатание у нас, в Гомеле, как оно развивалось, как распространялась тогда у нас книга.
Первая типография в Гомеле была открыта в 1875 году. Значит, в следующем году гомельские печатники будут отмечать 90-летие книгопечатания в родном городе. А до того времени гомельчане пользовались изданиями Петербурга, Москвы, Киева.
Частная, небольшая мастерская — типография-литография Ш. Подземского — на первых порах книг не издавала, её продукцией были: конторские книги и бланки, квитанции и объявления об аукционах, торгах. Но вскоре типография начала издавать и книги, правда, чрезвычайно дешевые и по цене, и по качеству. За этими изданиями пристально следил глаз Виленского царского цензора.
На выставке, посвящённой 400-летию русской книги, в нашей областной библиотеке экспонировалась очень интересная и даже смелая по тому времени книга «Грамотность и грамота». Она напечатана в Гомеле в 1891 году. Автор её, известный этнограф-лингвист Александр Иванович Ланачевский смело критикует в ней официальное русское правописание с его тяжёлыми для изучения «ятями», «твёрдыми знаками» и т.д. «Не может же быть, чтобы человечеству суждено было вечно делится на грамотных и безграмотных!» — гневно пишет автор.
Но цензор позволил тогда издать эту смелую книгу потому, что, во-первых, автор видит причину всеобщей безграмотности не в социальных условиях трудящихся масс, а в порочном правописании и, во-вторых, что книгу эту массы читать не будут, потому что она была выпущена таким тиражом, чтобы о ней не знали трудящиеся. Свидетельство тому — старые гомельчане впервые увидели эту книгу только сейчас, на выставке.
Только появление подпольной большевистской печати, рассчитанного на трудящихся и адресованного им, дало возможность приблизить массы к правдивому печатному слову. В январе 1904 года на территории и окружающих соседних губерниях было создана социал-демократическая организация «Полесский Комитет» с центром в Гомеле. С начала своей деятельности комитет создал подпольную большевистскую печать. Типография комитета была размещена в доме гомельского рабочего, на углу улиц Интернациональной и имени Гагарина (неподалёку от редакции «Гомельской правды»). Только за период с 1 января по 1 сентября 1904 года комитетом были изданы 16 прокламаций и 3 брошюры общим тиражом 70200 экземпляров.
Кроме прокламаций, комитет издавал небольшого формата газету «Полесский листок». В 1904 году в своих чрезвычайно ограниченных условиях комитет перепечатал и издал отдельной брошюрой работу В.И. Ленина «К деревенской бедноте» размером в 70 страниц и широко распространял её среди крестьянства.
…Первый книжный магазин был открыт в Гомеле в 1877 году, второй — в 1880. Тогда годовой оборот этих двух лавок не превышал 6 тысяч рублей. Продавали учебники для начальных школ, сонники, «душеспасительную» литературу. Сейчас в Гомеле 10 книжных магазинов государственной торговли, 8 народных магазинов на общественных началах, несколько десятков киосков.
Все они продали за 1963 год книжной продукции на 572 тысячи рублей. А если учитывать литературу, проданную библиотекам, то оборот от книжной торговли превысит миллион рублей.
И если до Октября частными библиотеками хвалились дворяне (хоть далеко не все читали), то сейчас уже редко можно встретить квартиру без этажерки или стеллажа с литературой.
Гомельчане по праву гордятся своими публичными библиотеками. Если во время открытия типографии в 1875 году в Гомеле была только одна библиотека с количеством книг до 400 штук, то сейчас в Гомеле работает 179 библиотек. Из них 7 — Министерства культуры, 68 профсоюзных, 24 — технических, 5 — партийных, 56 — школьных и 19 других. Их фонд — 895890 книг, а если учесть и областную библиотеку, которая также обслуживает и город, то книжный фонд далеко превысит миллион книг.
Библиотеки обслуживают 113 тысяч постоянных читателей. Особенно приятно себя чувствуешь в недавно построенной областной библиотеки имени Ленина. Это настоящий дворец книги. Всё здесь к услугам человека: залитый светом большой читальный зал на 200 удобных мест, и отдельный зал где можно послушать лекцию, выступление писателя, принять участие в литературном диспуте, получить необходимую консультацию.
Л. Кужелев
Гомельская правда, 1 апреля 1964
Перевод Александра Флегентова