Правду говоря, когда нас приглашали побывать на новой мельнице, построенном в Гомеле, мы не очень охотно ответили на это. И хоть не доводилось бывать на таких предприятиях, но думалось: ну что там может быть особенного — из бункера сыпется зерно, мелется жерновами, а мука насыпается в мешки…
— Нет, — засмеялся директор мелькомбината Степан Захарович Тимошенко, — ничего подобного. Такого вы не видели ни на одном предприятии города.
От нашего скептицизма не осталось и следа. когда перед глазами предстало высоченное сооружение. Считанные секунды — и лифт поднимает нас на самый верх. Выходишь на специальную площадку и перед тобой, с высоты 12 этажей, открывается вид на порт и весь приречной район.
А когда начинаешь внутренний осмотр здания, то снова приходишь в удивление: нигде не видно какого-нибудь сходства на батареи отопления.
— Они здесь и не нужны, — говорит начальник цеха-мельницы Николай Иванович Вздоров. — Отопление помещения впервые осуществлено по новому принципу. У нас применяются воздушные кондиционеры «КД-40». К ним подаётся пар, который через колорифельную систему подогревает воздух, всасываемый с улицы. А потом уже вентиляционные установки подают воздух на все этажи.
— Ну, а летом, — продолжает Николай Иванович, — воздух подаётся уже без подогрева. Так что новая установка даёт возможность поддерживать в помещении оптимальный температурный режим, требуемую влажность, и, что самое главное, — чистый воздух.
Проходишь по участкам мельницы и видишь сотни агрегатов, но людей здесь очень мало. В смене занято всего 18 человек во главе с инженером. Они обслуживают более 300 единиц оборудования. Это стало возможным благодаря полной автоматизации всех процессов.
Теперь зерно с помощью пневматики выгружается в бункеры и поступает в элеватор. Здесь за его сохранностью следят точные приборы. При помощи транспортёров зерно поступает на мельницу. Десятки агрегатов сортируют его по размеру, отделяют примеси, металлические частички.
По новой технологии идёт подготовка зерна к помолу. Применяется горячее кондиционирование — промывка, подогрев и отбор лишней влаги. Вот поэтому и стало возможным полностью отделять оболочку от ядра, обеспечить выпуск высокосортовой муки и манной крупы. Здесь, на участке помола, мы убедились, что никаких жерновов нет, их заменили небольшие высокопродуктивные агрегаты с валами, изготовленные из высоколегированного чугуна.
Сердцем всего действующего сооружения является диспетчерский пункт — первый на аналогичных предприятиях республики. Дежурный диспетчер на своём пульте видит, как идёт процесс очистки и помола зерна.
Несколько сотен агрегатов, более 8 километров пути проходит зерно, пока превратится в муку!
Заинтересована нам ещё одна новость. Из мельницы мука может отпускаться (перевозится) непосредственно в специальных больших цистернах. При этом немного сокращается производственный цикл, отпадают все погрузочно-разгрузочные работы, связанные с тарой. Сколько будет сэкономлено времени и средств! И потому очень важно, чтобы на хлебокомбинате быстрей организовали бестарную приёмку прямо из цистерны.
Завершается процесс освоения на новой мельнице. Опробованы все агрегаты, она работают безупречно. Намного ускоряется процесс освоения тем, что вместе с монтажниками работали главный механик комбината Аркадий Григорьевич Брагинский, начальник цеха Николай Иванович Вздоров, заместитель главного механика Владимир Дмитриевич Тищенко, заместитель начальника цеха Валентин Иванович Очеретяный. Они, эти люди, сейчас обучают кадры, которые будут работать на сложнейших агрегатах.
С пуском новой мельницы наша область будет избавлена от завоза высокосортовой муки и манной крупы из других республик.
Новое оригинальное сооружение нашего города возведено руками строителей из управления №45. Отлично справились с монтажом сложнейшего технологического оборудования монтажники из СУ-109. И строители, и монтажники с честью выдержали важный экзамен.
Г. Горелик, В. Ковальчук
Гомельская правда, 2 февраля 1964
Перевод Александра Флегентова