Перейти к содержимому

Гомель в далёком прошлом

На крутой возвышенности правого берега реки Сож (притока Днепра) в давние времена возник город радимичей — Гомель.

Многоводная река извилистой лентой опоясывает город с трёх сторон. Вокруг на сотни километров раскинулся дремучий лес с труднопроходимыми дебрями, большими озёрами и топкими болотами. На широких просторах все представители фауны и флоры лесного царства. Растёт сосна, ель, клён, дуб, липа, береза, ясень, граб, осина, ольха.

Бесчисленное количество птиц оглашает своим бесконечным многоголосым хором тенистые дубравы. Пробираясь сквозь чащобу леса, бродят дикие животные: кабаны, лоси, козы, олени, туры, медведи, волки, рыси, лисицы, барсуки.

В озёрах и поймах рек, густо заросших камышом и лозняком, изобилие рыбы, здесь же стаями плавают дикие лебеди, гуси, утки. Берега завалены деревьями, возле которых хлопотливо копошатся бобры.

Так, по свидетельству старинных летописей, выглядел несколько сот лет назад Гомель и его окрестности.

Было время, когда в этих местах водились мамонты, носороги, зубры. Об этом свидетельствуют многочисленные находки костей древних животных. При строительстве железнодорожного моста Гомель — Ново-Белица в реке Сож обнаружен хорошо сохранившийся череп зубра. В 1954 году при рытье котлована на строительстве жилого дома недалеко от городского парка найдено много костей мамонта. Эти находки хранятся в Гомельском краеведческом музее.

С помощью археологических раскопок, проводимых Академией наук БССР, обнаружены на территории области стоянки древнейшего человека. Одна из них у деревни Бердыж, Чечерского района, и другая — у деревни Юревичи, Калинковичского района. Эти стоянки относят к периоду палеолита. В двух километрах от Гомеля при старом русле реки Сож расположена деревня Волотово. Здесь найдено много орудий каменного века.

Хороши окрестности Гомеля и в настоящее время. Прекрасны сосновые боры на окраинах Ново-Белицы, лесные урочища в Чёнках, Клёнках, Приборе, тенистые дубравы в Буда-Кошелёвском районе и многих других местах.

В давние времена не было проезжих дорог, просторных полей, и люди, чтобы удобнее было общаться друг с другом, строили посёлки главным образом по берегам рек.

Природные условия и выгодное расположение большого холма, господствовавшего над слиянием рек Сожа и Ипуть, способствовали возникновению на этом месте большого древнего поселения. Позже здесь вырос город Гомель, ставший в наше время крупным промышленным и административным центром самой южной области Белоруссии. Это поселение, возможно, было в той части города, где теперь находятся парк культуры и отдыха, Дворец пионеров и собор. Это место окружено двумя глубокими оврагами, которые сохранились и до настоящего времени. По одному из них протекала речка. Нынешний спуск к пристани (Киевский) представлял удобный подход к Сожу. Всё это обеспечивало людям хорошее сообщение между собой и защиту от зверей и внезапных нападений.

Много столетий прошло с тех пор. На склонах возвышенности появились большие строения. Скаты её, медленно разрушаясь, стали более отлогими. А на северо-западе возвышенность, постепенно снижаясь, слилась с мостовыми проспекта им. В.И. Ленина, Советской, Пролетарской и Трудовой улиц. Только на юго-востоке coxpанились недоступные отвесные склоны, у подножья которых протекает судоходная река Сож. С этой точки открывается глазу широкий простор заливных лугов и расположенных за ними южных равнин.

Трудно теперь представить, что на месте Пролетарской и Комиссарова улиц, Ильинского спуска, электростанции, Научно-исследовательского института лесного хозяйства когда-то рос густой лес. Он был местом убежища старообрядцев, бежавших сюда от гнева московских царей. Здесь же находилось их первое поселение, получившее впоследствии название Спасской Слободы. Ильинская церковь, построенная старообрядцами в 1737 году, сохранилась до наших дней.

По свидетельству старинных летописей, всю территорию бассейна Сожа и русла реки Ипуть с давних пор занимало славянское племя радимичей. Восточнее, по реке Десне располагались северяне, с запада по Березине и Припяти — дреговичи, с севера в верховьях Днепра и Волги, по верхнему и среднему течению Западной Двины — кривичи, с юга — древляне и поляне. К востоку от бассейна Днепра, по Оке и её притоку Москва-реке обитали вятичи… Это были сильные, выносливые, мужественные, свободолюбивые люди. Византийский историк Лев Диакон писал о восточных славянах, что «…сей народ отважен до безумия, храбр, силен…» [1] «…никогда живые не сдаются неприятелям…» [2], убивают себя, чтобы даже в плену не служить врагам. Лев Диакон приводит слова киевского князя Святослава: «У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершивши знаменитые подвиги, умереть со славою». [3].

Славяне легко переносили длинные переходы, жару, холод и не уступали в военном искусстве передовой и развитой по тому времени византийской армии. На протяжении длительного времени радимичи, как и их соседи вятичи, северяне, поляне, вели тяжелую борьбу с сильным и опасным врагом — хазарами, делавшими частые опустошительные набеги на славянские земли.

Будучи суровыми, храбрыми воинами, славяне в то же время отличались добродушием, жизнерадостностью, гостеприимством и щедростью.

Отвоевывая у лесов куски земли, радимичи занимались земледелием. Они возделывали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, горох, выращивали огородные культуры, развивали скотоводство. Большое место в хозяйстве занимали также лесные промыслы — охота, сбор мёда диких пчёл и рыболовство.

Славяне выделялись среди других народов высокой культурой и развитым ремеслом. Первое ремесло было связано с переработкой сельскохозяйственного сырья: пеньки, кожи, сала, воска. Ремесло тогда являлось подсобным занятием земледельцев. И лишь постепенно развиваясь, оно становилось доходным делом. Своими изделиями ремесленники снабжали дружину, господский двор и рынок.

Многочисленные предметы, найденные при археологических раскопках в районе реки Сож, свидетельствуют о том, что ещё до IX века радимичи строили города, в которых развивались ремесло и торговля. Во время рытья котлованов при строительстве в 1950 году здания областного драматического театра, жилого дома по проспекту им. В. И. Ленина, а также в других местах найдены предметы ремесленного производства: топоры, копья, мечи, кольчуги, наконечники для стрел, гончарная посуда.

Caмo географическое расположение Гомеля создавало все условия для развития торговли. Гомель считался хорошим «торжищем» и был связан водными путями с северо-западной и юго-восточной частью Европы.

Река Сож издавна служила водным путём из Днепра в Волжскую систему. И этот путь назывался «на радимичи». Через Днепр, в который Сож впадает около Лоева, пролегал великий водный путь из Балтийского моря в Черное — «из варяг в греки».

Радимичи продавали излишки своего труда: земледельцы — всевозможные сельскохозяйственные продукты, ремесленники — предметы ручного производства, охотники — различные меха. В больших поселениях происходили торги. Сюда приезжали купцы с товарами из далёких стран. Радимичи в свою очередь проникали с собственными товарами далеко за пределы своих земель. О широкой торговле радимичей свидетельствуют найденные при строительстве моста Гомель — Ново-Белица 82 монеты арабской чеканки, относящиеся к IX—X вв.

Недалеко от Гомеля, на правом берегу Сожа, находится посёлок Дятловичи. К северу от него лежит Кобылье болото — древнее русло реки Сож. Недавно в нём обнаружены остатки судов, нагруженных воском, который являлся предметом торговли радимичей.

Год основания Гомеля точно не установлен. Из сохранившихся летописей более позднего времени видно, что Гомель возник на месте древнейшеrо поселения paдимичей. Первые сведения о Гомеле относятся к первой половине XII века. В старинных летописях Гомель неоднократно упоминается под названиями Гомий, Гомье, Гом. В летописях северных славян Гомель встречается под названиями Гомен, Гомень, Гомин.

Происхождение названия города Гомеля до сих пор не установлено. Некоторые исследователи считают, что название «Гомий» происходит от слов «гомь», «гом», «гомон», что означает на русском, белорусском, украинском языках шум, шумный, шумящий. Возвышенность, где сейчас расположен Гомель, была покрыта густым сосновым бором, внизу протекала река. Бор и река создавали шум. Другие исследователи, в том числе Л. Виноградов, автор очерка «Гомель», предполагают, что слово «гомий» происходит от названия первого рода, поселившегося на территории нынешнего Гомеля, или реки, по имени которой был назван посёлок. В подтверждение этого приводится тот факт, что один из военачальников дружины князя Олега, подпись которого стоит в договоре с Византией, заключенном после взятия Царьграда, назывался Гом.

3аслуживает внимания и то обстоятельство, что общий корень «гом» имеется во многих фамилиях коренных жителей города — Гомолка, Гомулка, Гомонюк, Гомарка и т. д.

Небольшая речка, протекавшая посредине нынешнего парка, от которой остался большой овраг с прудом, носила название Гомеюк.

По поводу происхождения названия Гомий у историков имеются различные мнения, но все исследователи считают, что Гомий и·Гомель одно и то же.

Древнеславянское название Гомий изменилось на Гомель в результате влияния латинского языка в период польско-литовского владычества. Не вызывает сомнения и то, что начало возникновения Гомеля относится к XII веку.

Следовательно, Гомель является одним из старейших городов нашей Родины. Он стал известен с 1142 года как уже существующий город. Именно в этом году смоленский князь Ростислав Мстиславович напал на Гомель, принадлежащий тогда черниговскому князю Игорю Ольговичу, и овладел им. Киевская летопись так описывает это историческое событие: «B то же время Ростислав с Смоленским полком пойде на волость их и взя около Гомия область их всю».

Вскоре черниговские князья снова вернули себе этот город. Следовательно, надо полагать, что Гомель стал городом значительно раньше этого времени. Если же считать первые упоминания в летописи о Гомеле началом возникновения города, то Гомелю в настоящее время 820 лет.

Древнерусское государство, возникшее в IX веке, центром которого был Киев, объединяло славянские народы и занимало большую территорию Восточной Европы. В состав этого государства входили ильменские славяне, кривичи, северяне, древляне, поляне и другие. Земли радимичей также стали составной частью Древнерусского государства. Это обстоятельство положительно сказалось на экономическом и культурном развитии paдимичей, надёжно охранило их от разрушительных набегов соседних кочевых народов, особенно хазар и печенегов.

Как свидетельствует летописный рассказ, киевский князь Олег собрал большое войско и совершил в 907 году удачный поход на Царьград. В результате был заключён с Византией договор, выгодный для Древнерусского государства. В этом походе, как и в других, в том числе и в легендарном походе Святослава в придунайские земли, участвовали и радимичи.

Находясь недалеко от Киева, жители Гомельщины принимали живейшее участие во всей жизни этого государства, укрепляли его могущество. В годы тяжелых испытаний они вместе с другими славянскими племенами с оружием в руках вставали на защиту родной русской земли.

Древнерусское государство уже в X веке представляло собой могущественную державу в Восточной Европe, стоявшую по своему развитию выше многих европейских стран.

По летописным данным, в 988 году при князе Владимире произошло «Крещение Руси». Христианство постепенно проникает и в земли радимицей.

До этого наши предки были язычниками. Они поклонялись деревянным и каменным идолам, деревьям, птицам, имевшим, по их понятиям, божественные, свойства. Обожествляли также стихийные силы природы — солнце, ветер, гром. Самым главным они считали Перуна — бога грома и молнии. Своим богам они приносили жертвы, иногда человеческие.

На Гомельщине до сих пор сохранились старинные названия местностей, относящиеся к тому или иному языческому богу. Так, небольшой остров около деревни Кузминичи носит название Перуновский. Деревня Волосовичи своё название получила, по-видимому, по имени бога — покровителя скота Волоса.

Как и всякая религия, христианство было глубоко реакционно и служило для князей и феодалов средством удержания в повиновении подвластного им населения. Церковь проповедовала деление на господ и рабов: «Рабы да повинуются господину cвoeмy». Она требовала беспрекословного подчинения княжеской власти и укрепляла эту власть. «Князь — помазанник бога, наместник бога на земле»,— утверждала она. «Нет власти, аще не от 6ога», — говорили церковники.

Свободолюбивые радимичи долгое время не хотели принимать эту религию, которая открыто требовала от трудящихся терпеливо переносить, все лишения, вызванные феодальным угнетением. И лишь спустя 60-70 лет после «крещения Руси» население радимичей было принудительно обращено в христианство.

XI век был веком наивысшего расцвета и могущества Древнерусского государства и в то же время началом распада его на отдельные самостоятельные княжества. Этот распад был вызван ростом производительных сил и развитием феодальных отношений. Каждое княжество по мере своего усиления стремилось выйти из-под власти Киевского князя.

Древнерусское государство начинает дробиться. Киев перестает быть столицей. Из состава Древнерусского Государства выделились, кроме Киевского, самостоятельные княжества: Новгородское, Полоцкое, Pocтово-Суздальское, Галицкое, Турово-Пинское, Смоленское, Муромо-Рязанское, Черниговское, Волынское, Переяславское.

Начался известный в истории период феодальной раздробленности и княжеских междоусобных войн. Частые разрушительные войны между отдельными княжествами, опустошительные набеги половцев разоряли русскую землю.

Во время княжеских междоусобиц и нападений половцев население бассейна рек Сож и Ипуть, куда входила и Гомельщина, сильно разорялось. Враждовавшие между собой князья нападали друг на друга, убивали людей, жгли их жилища, забирали скот. В результате Гомель пришёл в упадок, количество населения уменьшилось, а часть погибла или была пленена. Многие жители ушли в более безопасные места.

Феодальная раздробленность и междоусобицы привели к тому, что русские земли ослабли и к 1240 году попали под страшное татарское иго.

Ослаблением русских воспользовались также немецкие феодалы. В начале XIII века под предлогом распространения католичества они организовали «крестовый поход» с целью захвата и покорения северо-западных русских земель. Этот грабительский поход благословил папа римский. С севера, кроме того, на Русь двинулись шведы.

Однако русские, проявляя чудеса героизма и мужества, отстояли свою независимость и сорвали планы римского папы и немецких феодалов.

Под командованием великого полководца Александра Невского русские войска на реке Неве в 1240 году и на льду Чудского озера в 1242 году наголову разбили шведских и немецких захватчиков и надолго отбили у них охоту вторгаться в пределы русских земель. Эти победы спасли города западных областей Руси, в том числе и Гомель, от разорения.

Частые набеги татар побуждали население западных областей Руси искать союза со своими соседями-литовцами. Последние воспользовались этим для захвата русских земель.

В первой половине XIV века Литовское княжество укрепилось и превратилось в серьезную политическую силу. При княжении Гедимина захвачены были Минская, Витебская и некоторые другие земли. Его сын Ольгерд подчинил Чернигово-Северскую землю, куда входил и Гомель. Вслед за этим были присоединены к Литве и другие земли Юго-Западной Руси.

Объединенными силами русские и литовцы успешно вели борьбу против татар, нанося им поражения.

Для Юго-Западной Руси это военное объединение имело большое значение. Оно избавило русские города, в том числе и Гомель, от татарских набегов и грабежей и освободило народ от унизительного владычества татарских ханов. Объединение обеспечивало также охрану русских и литовских земель от опустошительных набегов немецких рыцарей.

В Литовском княжестве русские земли составляли преобладающую часть. И хотя находились в зависимости от великого князя Литовского, платили ему налоги и обязаны были оказывать военную помощь, однако некоторое время пользовались внутренней самостоятельностью и привилегиями. Надо ещё иметь в виду и то обстоятельство, что уровень культурного развития населения русских земель был в то время высоким. Не случайно потому литовцы пользовались белорусской письменностью. Белорусский язык на всей территории Великого Княжества Литовского был признан официальным общегосударственным языком. Литовские феодалы, бывшие до этого язычниками, приняли православную веру.

В этот период усилилась угроза нападения со стороны немецкого Тевтонского ордена. Это обстоятельство заставило сына Ольгерда — Ягайло в 1385 году заключить в замке Kpeвo договор об унии (объединении) Литвы с Польшей.

В начале XV века государство Тевтонского ордена достигло вершины военной мощи. Проводя политику германских завоевателей, орден ставил перед собой цель — поработить, используя феодальные распри, Литву и Польшу, чтобы затем всей мощью обрушиться на Русь. Эта агрессия поощрялась германским императором, а папа римский благословил «крестоносцев» на кровавые бойни.

Но объединенными силами русских, белорусских и украинских земель, Польши и Литвы был успешно отбит натиск немецкой агрессии. 15 июля 1410 года в районе Грюнвальда и Танненберга произошла историческая битва, окончившаяся полным разгромом псов-рыцарей Тевтонского ордена и победой славянских народов.

На протяжении всего периода литовско-польского владычества Гомель, входя в состав отдельного княжества, часто переходил во владение то к одному, то к другому князю.

В XIV—XVI вв. Гомель не достиг большого экономического развития, но имел важное военное значение как укреплённый пограничный пункт. Из старинных планов Гомеля видно, что площадь города была небольшой. Основные строения размещались на территории нынешнего парка культуры и отдыха, в центре возвышался замок. С востока город опоясывала река Сож с крутыми обрывистыми берегами. С запада город окружал глубокий ров. Он захватывал часть нынешней площади им. В.И. Ленина и Пролетарской улицы, соединяя два крутые оврага, идущие к реке. С севера и с юга были спуски (ныне Киевский и ИльинскиЙ). Таким образом образовывалась надежная крепость.

Украинское и белорусское население, находившееся под игом польских и литовских феодалов, стремилось к воссоединению с братским русским народом. По мере возвышения Московского княжества ширилось движение за присоединение к нему. Москва скоро становится столицей могущественного Русского государства и организующей силой в борьбе за объединение русского народа и освобождение его от татарского ига.

Польско-литовские феодалы между тем предпринимали попытки к захвату новых русских земель на Востоке. Но встречали на своём пути упорное сопротивление Московского княжества.

Гомель был часто ареной борьбы между ними и нередко подвергался страшному опустошению. Кроме того, участились набеги крымских татар. Все это задерживало его экономическое развитие.

При княжении Ивана III все земли Руси, за исключением находившихся под властью литовско-польских феодалов, объединились вокруг Москвы.

В 1480 году Русское государство окончательно освободилось от татарского ига и ещё больше усилилось. Москва получила возможность больше уделить внимания своим западным границам.

После смерти польского короля Казимира (1492 г.) Польско-Литовская уния распалась на два самостоятельных государства. Великий московский князь Иван III незамедлительно воспользовался этим распадом для возврата исконных русских земель. В конце XV века часть белорусских и украинских феодалов, недовольная усилением литовской феодальной знати, перешла вместе со своими владениями на службу к московскому князю. Земли в районе бассейна Десны и Сожа, в том числе и вотчина князя Ивана Moжайского с городом Гомелем, отошли к Русскому государству.

Между Литвой и Россией началась война, которая продолжалась с 1500 по 1503 год. Литва потерпела поражение и вынуждена была признать присоединение русских земель, в том числе и Гомеля, к Московскому государству. Население Гомеля и его окрестностей активно помогало войскам Ивана III в борьбе за воссоединение города с русскими землями.

В договоре, заключённом между великим князем московским и Польшей, было сказано, что Гомель «не воевати и не зацепляти ничем». [4]

Военные неудачи побудили литовских магнатов укрепить связь с Польским королевством. В результате литовский великий князь Александр Казимирович был избран в 1501 году польским королём. Произошло вновь объединение Польши и Литвы.

Польско-литовские магнаты не хотели примириться с потерей русских земель и продолжали свои захватнические набеги. Почти ежегодно Гомель подвергался нападению и переходил то в руки Литвы, то Московского государства. Между тем положение Русского государства, особенно на юге, сильно осложнилось. Крымские ханы, действуя вместе с литовскими князьями, производили опустошительные набеги и доходили до самой Москвы.

В 1535 году великий князь литовский Сигизмунд-Август, ставший к этому времени и польским королём, решил «моцный и обороною способенный Гомей достать, або огнём его спалить». [5]

Выполняя указания Сигизмунда, польский гетман Радзивилл подошёл с большим войском к городу и осадил его. Несмотря на упорное сопротивление гомельчан, Радзивилл взял город и жестоко расправился с его защитниками. Гомель вновь на долгое время попал под гнёт польско-литовских панов.

Частые нападения польско-литовских феодалов, беспрерывные войны сильно повлияли на экономическое развитие Гомеля. Горожане и крестьяне окружающих деревень, спасаясь от насилия и грабежей, скрывались в лесах или уходили в другие места. Упала торговля и ремесленное дело.

И лишь спустя много лет, в конце XVI и начале, XVII столетий, Гомель снова стал возрождаться как торговый и ремесленный центр. В этот период город представлял собою хорошо укрепленный замок.

В связи с большим торговым значением на Гомель было распространено по образцу крупных немецких городов Магдебургское право, по которому вместо феодальных повинностей можно было вносить в королевскую казну определенную сумму налога. По этому праву допускалось, хотя и ограниченное, городское самоуправление, и купцы ставились в привилегированное положение.

Гомель был включён в число королевских волостей и составлял особое староство. К концу XVI века в него входили приписанные села: Романовичи, Добруш, Демьянковичи, Даниловичи, Лагуновичи, Прибытковичи, Ларковичи, Теремковичи, Дятловичи, Носовичи, Устье, Юрковичи, Озаричи, Рыловичи, Севрюки, Бобовичи, Телеши, Тереничи, Губичи, Бодуны, Морозовичи, Переевичи, Кошелёво, Уваровичи, Новосёлки и Волотово.

Нелегко жилось в этих деревнях крестьянам. Они, как и городская беднота, находились под двойным гнётом — литовских князей и собственных бояр-феодалов.

Положение закрепощённого крестьянина было равносильно положению раба. Жизнь крестьянина оценивалась ниже собаки. Так, по литовскому статуту 1529 года охотничья собака стоила в два раза дороже «мужика тяглого» и в 4 раза дороже «парубка невольного» (раба).

Известный русский учёный географ В.П. Семёнов в своей книге «Россия» приводит такой факт бесчеловечного издевательства польских панов над белорусскими крестьянами:

«Bepстах в 3 от станции (Зябровка, что в 15 км от Ново-Белицы, — С. Л.) к ю-з. на р. Ути лежат Прибытки. Здесь находится древняя сосна «Шибеница», у которой во время польского владычества производились разного рода жестокие казни, между прочим и такие: у преступника разрезали живот и конец кишки прибивали к дереву, а затем ударами кнута заставляли его бегать вокруг дерева; отсюда и произошла поговорка «выматывать кишки». [6]

В 1569 году после заключения Люблинского договора снова произошло объединение Польши и Литвы в одно государство, которое стало называться Речью Посполитой. Эксплуатация крестьян и городского населения ещё больше усилилась. Одновременно возрос религиозно-национальный гнёт. Католическое панство старалось ополячить народные массы. Оно видело в этом одно из средств борьбы с русскими, белорусскими и украинскими землями, отстаивавшими свою политическую автономию.

Жители Гомеля и окрестных деревень не могли мириться с подневольным положением. Они вели непрерывную борьбу за своё освобождение от феодально-крепостнического и национального гнёта, стремились объединиться со своим однокровным братом — русским народом. Эта борьба нередко выливалась в массовые восстания и сопровождалась кровавыми столкновениями.

Польско-литовские феодалы при помощи католической церкви со свирепой жестокостью подавляли народные восстания. Спасаясь от репрессий, национального и феодального гнёта, городская беднота Гомеля и крестьяне окружающих деревень бежали в низовье Днепра и в приднепровские степи. Здесь крепостнический гнёт был ещё не таким тяжёлым, так как польско-литовским магнатам противостояло организованное и воинственное казачество, имевшее свой боевой центр — Запорожскую Сечь. Немало гомельчан вливалось в казацкие отряды и вместе с ними вело борьбу против господства шляхетской Польши.

Своей активной борьбой запорожское казачество выражало стремление украинского и белорусского народов освободиться от шляхетского гнета и воссоединиться с братским русским народом.

Крупные восстания, вспыхнувшие на Украине, вскоре перекинулись в Белоруссию. Население Гомеля с радостью встречало казацкие отряды и оказывало им горячую поддержку.

В 1595 году в Гомеле побывал вождь крестьянско-казацкого восстания легендарный Наливайко, к которому сразу же присоединилась вся городская беднота. После Наливайко ещё много раз казацкие отряды приходили в город, и всегда население помогало им.

Великий сын украинского народа Богдан Хмельницкий через своих помощников тайно посылал письма к гомельчанам, призывая их на борьбу с польскими панами. Население Гомеля добровольно отворило ворота города перед войсками Небабы, посланными Богданом· Хмельницким против гетмана Радзивилла, и вместе с казаками очистило город от поляков.

Собрав огромное войско, Радзивилл вновь подошёл к Гомелю и после продолжительной осады взял его. Город был подвергнут страшному опустошению, большое количество гомельчан после мучительных истязаний было зарублено на площади.

Кровавая расправа польских магнатов над восставшими не испугала горожан. Несмотря на жестокий терpop и репрессии, их боевой дух не был сломлен. Жители Гомеля продолжали вести борьбу против произвола феодально-аристократической Речи Посполитой.

Надо сказать, что белорусы оказали большую помощь украинскому народу в его освободительной борьбе. Действуя в тылу польских войск, белорусские повстанцы оттягивали на себя значительные силы врага, наносили ему большой урон, задерживали вторжение на Украину.

Богдан Хмельницкий неоднократно посылал казацкие отряды в Белоруссию. При их помощи белорусские повстанцы захватили ряд городов, в том числе Гомель, Речицу, Пинск и другие.

Воссоединение украинских земель с Россией в 1654 году вдохновило белорусский народ на дальнейшую борьбу за свою независимость, за присоединение к Русскому государству.

Однако польские магнаты не отказались от своих притязаний на украинские земли и стали усиленно готовиться к войне.

Весной 1654 года началась война между Польшей и Россией. Чтобы отразить наступление польско-шляхетских войск, русское правительство направило свои войска в Белоруссию. Богдан Хмельницкий со своей стороны послал на помощь казацкое войско в составе 20 тысяч человек, которое из Новгород-Северска под командованием полковника Ивана Золоторенко вышло на Гомель. Белорусы с радостью встречали русскую армию как свою освободительницу и оказывали ей активную помощь. Стоило только войскам Золоторенко появиться под стенами Гомеля, как всё население города и oкpyжающих деревень примкнуло к казакам и вместе с ними начало осаду замка. А он в то время представлял собой неприступную крепость. Внутри её находился сильный гарнизон польской пехоты и татарской конницы. Казаки вместе с гомельчанами после ожесточённых боёв приступом овладели замком. За боевые заслуги и в знак уважения население любовно назвало Золоторенко «гомельским полковником».

В войне со шляхетской Польшей русские войска одержали ряд крупных побед и к концу 1655 года освободили почти всю Белоруссию. Однако в это время обстановка осложнилась. Опасаясь усиления Русского государства, начала военные приготовления Швеция. Возникла война. На Украину вторглись татарские орды. Длительная и разорительная война с Речью Посполитой и Швецией за украинские и белорусские земли ослабила Русское государство. Оно уже не имело достаточно сил, чтобы окончательным ударом сокрушить силы Речи посполитой.

Истощенные длительной войной оба государства заключили В 1667 году Андрусовское перемирие. Русское государство по этому договору получило Смоленск, Стародуб, левобережную Украину и на два года Киев. Белоруссия, в том числе Гомель, остались под властью Речи Посполитой.

Господство шляхетской Польши и разорительные войны снова надолго задержали развитие Гомеля как торгового и ремесленного города. Земледелие, промыслы, торговля, начавшие было развиваться, заглохли. Польский магнат Михаил Чарторийский, во владении которого находился Гомель, стал ещё сильнее угнетать жителей города. Он принуждал их выполнять непосильную барщину, облагал чрезмерными податями и заставляй переходить в католическую веру.

Боясь народных восстаний, Чарторийский восстановил разрушенный замок. Построили новые дубовые здания с бойницами, вокруг — высокую деревянную стену. Через глубокий ров проложили большие подъёмные мосты. Остатки этого рва и вала сохранились до настоящего времени.

Однако население Гомеля не прекращало борьбы против социального и национального гнёта шляхетской Польши и не раз поднимало восстания.

В 1684 году украинские казаки подошли к Гомелю. Жители города и всё население ближайших деревень сразу же примкнули к ним и заявили о своем намерений присоедµниться к России. Однако поляки, сосредоточив большие силы, снова заняли Гомель.

К этому времени (конец XVII в.) Швеция достигла большого могущества. Она не только угрожала северным границам России, но и закрывала выход к Балтийскому морю. Между тем экономическое развитие России требовало выхода на мировые торговые пути.

Летом 1700 года Пётр I начал войну cо Швецией. Она продолжалась до подписания в 1721 году Ништадтского мирного договора, по которому за Россией закрепилась часть побережья Балтийского моря. Эта война вошла в историю под названием Северной.

Во время Северной войны гомельчане вместе с жителями соседних городов и сёл поднялись на борьбу против шведских войск. Они нападали на тылы, уничтожали обозы, устраивали засады, помогали своими партизанскими действиями русским войскам одержать 28 сентября 1708 года победу в битве со шведами у деревни Лесной (близ Славгорода). Эту битву Пётр I назвал «матерью Полтавской баталии». Жившие в большом количестве в Гомеле и Ветке раскольники организовывали целые дружины, нападали на шведов, брали их в плен и приводили к Петру.

Но и после победы над шведами Гомель продолжал ещё оставаться в подчинении Речи Посполитой. И лишь в 1772 году Гомель в числе других земель восточной части Белоруссии был окончательно присоединён к России. После длительного литовско-польского владычества вековые стремления трудовых масс Гомеля и окружающих деревень к воссоединению со своими русскими братьями были осуществлены.

  1. Лeв Диакон. История (перевод с греческого), Санкт-Петербург, 1820 г., стр. 93.
  2. Там жe, стр. 94.
  3. Лeв Диакон, История (перевод с греческого), Санкт-Петербург, 1820 г., стр, 94.
  4. В.П. Сeмёнов Россия, 1905 г., т. 9, стр. 535.
  5. В.П. Сeмёнов Россия, 1905 г., т. 9, стр. 536.
  6. В.П. Сeмёнов Россия, 1905 г., т. 9, стр. 537.

Вид старинного замка в парке в XVII веке. Рисунок Ю. Пучинского

С. Лебедев. Гомель (историко-экономический очерк). 1962


27


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов