Итоги работы русской драмы

1926 02 23 itogi raboty russkoj dramy

Два месяца — срок вполне достаточный, чтобы подвести итоги работе русской драмы. Труппа — государственная, на гарантированном жаловании, 80% всех спектаклей — с аншлагами. Зритель — рабочий, служащий, нэпмана и торговца не видать; параллельные гарантированные спектакли в рабочих районах. Деловой подход дирекции, предварительная её работа среди профессиональных организаций (ещё до открытия сезона), льготно-купонная система, — всё это обеспечило драме и постоянного зрителя, и материальную базу.

Теперь об ансамбле и режиссуре. Коллектив — старый, сработавшийся в течение нескольких лет под режиссёрством Стронского. Атмосфера — здоровая. В труппе имеются солидные силы (Хворостов, Старов, Васильева, Гальбицкая, Муратова). Однако при наличии вполне надёжных исполнителей первых ролей и недурного ансамбля постановки нашего театра не могут удовлетворить зрителя, который на подмостках гомельской сцены видел спектакли образцовых театров: Мейерхольда, Революции, Еврейского Камерного и других. Все постановки носят характер сырых, наскоро сколоченных, без тщательного оформления и даже, как это ни прискорбно, иногда без знания ролей. Правда, последнее относится главным образом к артистам второго положения.

Между тем пьесы (почти все) систематически повторяются по 3-4 раза. Ведь можно же проработать хотя бы одну-две пьесы так, чтобы они оставили заметный след в репертуаре и чтобы об этих постановках вспоминали с художественным удовлетворением. А этого, к сожалению, нет и, пожалуй, уже не будет: сезон почти на исходе. Вот взять хотя бы последнюю постановку «Принцессы Турандот». Неужели Вахтанговская постановка «Принцессы» не дала ничего режиссуре для использования её в гомельских условиях? На сцене чувствовалась растерянность, небрежность и опять то же «перманентное» незнание ролей некоторыми артистами. Это уж можно назвать неуважением к зрителю. Отсюда — холодный приём публикой долгожданной «Принцессы Турандот», несмотря на усиленные попытки некоторых артистов «вытащить» спектакль (Гальбицкая, Старов, Саяров, Колесников, Антропова). Но, увы, попытка оказалась тщетной.

Режиссуре совместно с дирекцией надо над этим вопросом серьёзно призадуматься и сделать соответствующие практические выводы.

Несколько слов о репертуаре. Кроме названных выше пьес прошли: «1905 год» «Когда заговорит сердце», «Женщина у трона», «Коварство и Любовь», «Женитьба Белугина», «Бой-Баба». «Проститутка». «Овод», «Анна Кристи», «Маленькая шоколадница», «Недомерок», «Псиша», «Пигмалион». В общем, кажется, — идём в уровень со всей провинцией. Обещаны «Мандат», «Яд» и др. новинки, но пока мы их не видели. Надеемся увидеть и готовы ждать, но… не в халтурной выпечке. Пусть примут это к сведению те, от кого это зависит.

Гомельчанин

Жизнь искусства, 9-й год издания, 23 февраля, 1926, № 8 (1087)

8

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.