«Гомельская копейка», №47, 01.10.1911

1911 10 01 47

Маленькая оперетка

Итальянцы, как известно разрушили Триполийские форты и заняли прибрежные пункты, после этого «молодецкого» дела в военных действиях наступило затишье. Так, оно собственно, и должно было быть, ибо выполнено первое отделение программы оперетки под названием «оккупация Триполи», после первого отделения наступил антракт, во время которого действующие лица усиленно готовятся к следующему действию. Итальянцы, имеющие в Триполи только 1200 солдат, начали перевозку 30 т. экспедиционного корпуса, турки не имея возможности перекинуть, на триполийские берега армию, через пламенных ораторов зажигают арабов, проповедуя «священную войну».

Если первая победа далась итальянцам легко, то дальнейшие победы — сомнительны. Война будет вестись на земле малоизвестной итальянцам и малоисследованный ими, тут все шансы на стороне местного населения.

Эти шансы учитываются европейской дипломатией, которая в своё время молчанием, в котором прозрачно сквозило согласие, ответила на явно незаконное домогание Италии, и которое теперь, когда захват Триполи — свершившийся факт выступить во всеоружии настойчивости и убеждения, и начнёт «регулировать» взаимоотношения, которое сведётся к обыкновенной торговле за детали…

Такого положение будущего, а в настоящем — европейская дипломатия заняла выжидательную позицию, но в тиши ведёт усиленную подготовительную работу, которая не сегодня-завтра увидит свет.
Поживём — увидим…

Жить трудно…

Обратили ли Вы внимание на объявление, появившееся в одной из местных газет: «Ищу место швейцара, лакея или т. п. получил среднее образование, знаю польский, немецкий и латинский языки…»

Мне, господа, рисуется трагедия маленького человека… Он долго, настойчиво искал работы, на которую по своему образовательному цензу имеет право. Но чем настойчивее он искал, тем быстрее падала надежда на получение работы… Ему, всюду куда он не обращался за работой, отвечали по шаблону: нет вакансий, загляните через месяц и т. д. А желудок, и на что он только существует, отказывается ждать, желудок не хочет ждать, он требует пищи…

И началось знакомство с ломбардом, куда в надежде когда-нибудь выкупить, сначала пошли менее нужные вещи, потом, когда ломбард перестал уже принимать, пришлось свести знакомство и со старьёвщиками, которыми за бесценок продавались предметы первой необходимости… Наконец, уже ничего но осталось… Все съедено… Что-же осталось ему делать? Выйти на улицу, приклеить на грудь свой аттестат, и протянуть руку, быть может, прохожие, удивлённые необычайным нищими дадут ему копейку… Но от улицы удержала его гордость. Лучше самая позорная работа, (разве работа, как труд, может быть позором?!) чем протянутая рука. Быть может, кому-нибудь захочется иметь образованного лакея или буфетчика, быть может, какому-нибудь безграмотному денежному мешку лестно будет, если ему за столом будет прислуживать, или отворять ночью, когда он возвращается после какого-нибудь кутежа, дверь, человек, получивший среднее образование: я уверен, что такую должность ему наверно кто-нибудь даст.

Не хотели вы, господа, дать ему «интеллигентной» работы, так дайте ему должность лакея, и если он будить вами скверно прислуживать, то не пеняйте на него, этому его в гимназий не учили…

Трудно теперь жить и учиться. Чего только не делает учащаяся молодёжь, чтобы иметь возможность пообедать. Она не гнушается никакой работой, дающей хоть маленький заработок.

Сотрудник «Московского Вестника» рассказывает, что на днях в Мерзляковском переулке он натолкнулся на следующее объявление:

«Студент-часовщик принимает в починку часы всех систем. Работа с полным знанием дела и вполне добросовестна (последнее столь же важно, как и первое). Несмотря па то, что починка часто обходится на 30-40% дешевле, чем на самых дешёвых мастерских, надувательства, абсолютно нет».

Заинтересовавшись странным объявлением, он зашёл к студенту-часовщику и стал его расспрашивать:

— Что заставило вас заняться часовым ремеслом, — спросил он.

— Желание обедать и учиться. Вот всё, что я могу сказать вам. Когда нечего есть, то пойдёшь на всё. В прошлом году я испытал 11 самых разнообразных профессий. Был агентом по сбору объявлений, занимался починкой часов в трактирах, был сторожем в магазине и т. д. Но все эти профессии отнимали массу времени, не давая таких денег, на которые возможно было бы существовать. Уроками тоже не проживёшь. Вот я и решил заняться настоящим делом, тем более, что я на родине сдал экзамен на часового мастера. Теперь заработок я имею настолько большой, что могу жить без особых лишений; среди моих заказчиков, между прочим, много студентов.

Из дальнейшей моей беседы со студентом выяснилось, что учащаяся молодёжь в поисках хлеба занимается и другими видами ремесленного труда. В некоторых московских парикмахерских работают студенты-подмастерья. Есть студенты, занимающиеся сапожным делом. В некоторых пивных студенты служат приказчиками. Есть заведующие магазинами и т. д.

То же самое явление замечается среди курсисток. Они работают в швейных мастерских, в магазинах шляп. Но особенно много встречается курсисток, работающих на вязальных аппаратах, так как эта работа наиболее выгодная.

Недавно группа курсисток организовалась для изучения всевозможных видов ремесла.

— Жить трудно, — говорят учащиеся, — уроки обесценены. Надо искать теперь новых способов пропитания, не гнушаясь чёрным трудом.

Но горе в том, что и этой «чёрной работы» ни Бог весть сколько… Её приходится вырывать из рук таких же бедняков-рабочих… И идёт упорная борьба за существование, и побеждает, конечно, тот кто сильнее и у кого больше средств для борьбы…

Трудно, господа, жить, трудно!..

Грядущий

Местная жизнь

— Св. Икона Братской Божией Матери, согласно расписанию, составленному Его Преосвященством, Преосвященнейшим, Епископом Митрофаном, будет находиться в Гомельских Церквах в нижеследующие сроки: 1) Гомельский Собор с 1 по 4 Октября (4 окт. св. Икона износится в ц. Духовного училища ко всенощной). 2) Вознесенск. училищ, с 4 по 5 октября. 3) Троицкая церк. с 5 но 9 Октября. 4) Успенская с 9 по 12 Октября. 5) Ильинская с 12 по 13 Октября. 6) Преображ. с 13 по 16 Октября (16 окт. литургия в Волотовской церкви). 7) Гимназич. ц. с 16 по 17 Окт. 8) Полесск. ц. с 17 по 20 Окт. 9) Военная ц. с 20 по 21 Окт. (С выносом св. иконы в тюремную церковь). 10) Гомельский Собор с 21 по 22 Октября.

1) Принты Церквей, но время нахождения в их Церквах Св. Иконы, совместно с Братской братией, по возможности удовлетворяют все просьбы городских и сельских прихожан о пребывании в их домах Св. Иконы.

2) В указанные сроки причт и прихожане Церкви, куда Св. Икона имеет быть перенесена (напр., для Преображ. Церкви 13 окт.) направляются, в Церковь, где она находится, крестным ходом для сопровождения приблизит. около 5 ч. вечера.

3) 22-го октября Св. Икона, после Божественной литургии в Соборе, крестным ходом износится до Кладбищенской Фёдоровской Засожской ц. для следования в Белицу и далее.

— Архиерейские Богослужения будут в след. числа: а) 1 октября Литургия в Соборе — 9 ч. утра. 2) 2 октября Литургия в Соборе — 9 ч. утра. в) Вечерня в Преображенской церкви — 4 1/2 ч. веч. г) 2 октября в 7 час. веч. Общее Собрание Гомельского Православного Братства в Преображенской школе.

Вчера в 4 час. дня к Кладбищенской-Богородичской церкви, для встречи прибывшей св. Могилево-Братской-чудотворной Иконы прибыли крестные ходы от всех городских церквей. К этому же времени прибыли представители города, чипы правительственных и общественных учреждений, войска и учебные заведения. На месте встрече был совершён молебен, после чего процессия направилась к Собору, где на паперти оного была совершена лития, после которой Св. Икона была занесена в Собор.

Несмотря на холодную погоду, народу, встречающего Св. Икону было много… Всюду царил образцовый порядок.

— Подробности общего собрания членов городского клуба, назначенного на 30 с. м. — дадим в следующий раз.

— Высочайше утверждён одобренный военным советом проект изменения статьи 963 кн. VII св. воен. пост. 1896 г., касающейся вступления в брак сверхсрочных нижних чинов, в смысле дозволения женатым сверхсрочным чинам иметь при себе семейства, с предоставлением им также права пользоваться квартирным и путевым довольствием, равно и другими пособиями от казны, согласно существующим постановлениям о довольствии войск.

— На всероссийский зубоврачебный съезд, разрешённый к созыву в Харькове, уже разослано около 2000 пригласительных повесток и программ. Поступают, научные доклады. Получено согласие от заграничных выдающихся специалистов о готовности приехать на съезд и сделать практические демонстрации по различными отделам зубоврачевания. В программу съезда, кроме научных докладов, входят вопросы об организации правильной зубоврачебной помощи в земствах, на фабриках, заводах и учебных заведениях, между прочим, при съезде будет устроена выставка: необходимого в зубной практике, материала, образцов работ-инструментов, употребляемых в зубной практике, медикаментов. Зубные врачи ожидаются со всех концов России; вообще можно ожидать что съезд будет очень многолюдным.

— В пивной лавке, что на углу Кузнечной и Замковой ул. у сидящего там крестьянина вытащен мешочек с 70 руб., висевший у него на шее. Полиция задержала известного карманщика Пуховского, который только на днях прибыл этапным порядком из Городни в Гомель. Пуховский в краже 70 рублей сознался.

— Городская Управа уведомила содержателей гостиниц, что их ходатайство о сложении трактирного сбора отклонено, ввиду того, что первые без надлежащего разрешения переименовали свои гостиницы в меблированные комнаты.

— Имеются сведения о проекте новых правил отбывания воинской повинности на правах вольноопределяющихся, которое будет производиться на следующих основаниях. Вторую категорию вольноопределяющихся предполагается совсем отменить. Для лиц же первой категории устанавливается 2 года службы, из которых второй — офицерами-прапорщиками с присвоением установленного содержания.

— 9 октября состоится Общее собрание членов Гомельского христианского общества пособия бедным, на котором будут происходить выборы членов правления и будет заслушан доклад по отчёту за 1910 г.

— Призовая стрельба состоится завтра в усадьбе завода Лекерта с 2 час. дня. Желающие принять участие должны обращаться к распорядителю И. П. Максимову.

— Со 2 октября в городском клубе начнутся спектакли еврейской труппы Шаравнера, который снял зал на 7 спектаклей.

Чрезвычайное заседание городской думы

Председательское место занимает И. В. Домбровский. На очереди выборы 3-го члена управы.

Гл. Медведев предлагает снять с очереди этот вопрос, так как осенью работы меньше, и нет необходимости иметь 3 го члена управы.

Гл. Максимов — удивляюсь почему вопрос этот внесён управой через год, после думского постановления. Тогда, когда делалось постановление о 3-м члене управы в нём была необходимость, а теперь — право не знаю. Затрудняюсь. Очень прискорбно, что даже наше постановление проводят в жизнь только через год.

Г. гор. голова — Смета была только утверждена в июле, а в каникулярное время, когда все были в отъезде нельзя было произвести выборы.

Гл. Ивашнев. Предполагалось расширение водопровода, устройство электричества, необходим был третий член управы, который заведовал бы всем этим, теперь же, когда этого ещё нет, нужно снять вопрос с очереди до более благоприятного времени. Лежал же он до сих, где-то в преисподней, может и на дальше там лежать.

Г. город. голова — прошу баллотировать. Если теперь выборы не будут произведены, будут назначены вторые, если и эти не состоятся, то третий член управы будет по назначение. Прошу баллотировать!

Гл. Максимов — что вы нас заставляете!

Гл. Ивашневъ — я понял вашу мысль. Вам желательно иметь члена по назначению. Во имя справедливости прошу снять вопрос.

Г. гор. голова отказывается и предлагает баллотировку. Гласные просят снять.

Г. город. голова — не сниму!

Гласные — тогда мы не подпишем протокола!

Гл. Грошиков — прошу занести в протокол, что председательствующий не даёт мне слова.

Г. город. голова — можете приложить отдельное мнение.

Гл. Малышевич — заявление гл. Грошикова не есть особое мнение по данному вопросу, а протест против действия председательствующего, и как таковой должен быть занесён в протокол.

Гл. Максимов предлагаете, отклонить выборы третьего члена управы, а если таковой понадобится, то можно будет войти в думу с соответствующим ходатайством. Неужели до утверждения сметы вы не производили никаких расходов?

Г. Голова Вот гл. Максимов старый гласный, наш светила, а не знаком с производством дел, не знает, что расходуют деньги на основании сметы прошлого года.

Гл. Максимов — протестую против глумления. Что за выражение «светила»! Вы, милостивый государь, не имеете право издеваться над гласными! Я решительно протестую против подобных выпадов!..

Гл. Грошиков — нам, гг. гласные, остаётся только уйти! (шум).

Г. город. голова — занесите в протокол, что гл. Грошиков предлагал гласным уйти из думского заседания.

Думский зал покидают И.П. Максимов, К.П. Грошиков и М.П. Поляков.

Гл. Малышевич — подайте особое мнение!..

После некоторых переговоров гласные постановили снять этот вопрос, в виду не полноты доклада управы. Заседание закрывается.

Г. город. голова (обращаясь к секретарю думы г. Потаповичу). Я, как председатель не позволю Вам больше брать бумаги на дом, пишите протоколы здесь в канцелярии.

Гл. Малышевич — вы теперь не председатель, а Ипполит Викентьевич Домбровский… Вся дума желает, а вы идёте в разрез с нею… Так нельзя работать…

Долго ещё гласные не расходятся, горячо обсуждая происшедшее…

Коллективный уголовный роман из английской жизни в 7 главах

(Окончание)

ГЛАВА IV.

— Пока всё обстоит благополучно! — с видом знатока произнёс сержант. — Надо сделать тщательный обыск.

Обыск, однако, ничего не дал сержанту. Одно лишь удивляло добровольных сыщиков — поразительная чистота, царившая в квартире и указывавшая, что в доме хозяйничает умелая женская рука.

Ничего и никого! — разочарованно произнёс сержант.

— Этого и следовало ожидать! — ответил Браддель, давно уже мечтавший о криминалистике. Разберёмся в фактах. Мой товарищ впервые заметил его за столом. Он пил воду со льдом и читал газету. Через несколько минуть этот же человек в безумном ужасе бросился в воду.

— Так вы думаете, что какое-нибудь газетное сообщение его потрясло? — прервал сержант.

— Возможно. Впрочем, мы можем убедиться. Газета ещё здесь. Посмотрим. Вот сообщение о грабеже на Мюргэт Стрите. А вот ещё любопытное сведение: «Красная рука, ваше убежище уже открыто. Спасайтесь».

— В таком случае мы напрасно тратим здесь время.

— Не совсем. Перед уходом мне бы хотелось открыть этот ящик. Что в нём? Странно то, что во всей квартире нет и следа мужчины. Хотя бы бритвенный прибор. Я склонен думать, что здесь живёт женщина.

С помощью ножа ящик легко был открыт: внутри лежало женское бельё.

— Странно… признаюсь, этот преступник выходит из ряда обыкновенных. Предлагаю прежде всего осмотреть одежду его, оставленную в дупле дерева.

Предложение было принято. Оставив одного констэнбля на страже, все трое отправились к дереву. Велико было удивление Брадделя, когда он, засунув руку в дупло, вытащил оттуда… нижнее дамское бельё!

— Ого! молодой человек, так, скромно переодевавшийся за домом, оказывается женщиной!!!

Горас Вачель.

ГЛАВА V.

— Дальнейшие шаги наши должны быть таковы — решил Браддель: — вы, сержант, должны заявить о происшедшем в сыскную полицию, а мы пойдём на дачу и произведём новый обыск.

— All Right!

Приятели вернулись на дачу. За это время они проголодались. Мучила жажда. Спенсер отправился в кухню за хлебом и водой. Через несколько минуть он вернулся со стаканом воды и куском хлеба — и готов был приступить к уничтожению их, как вдруг Браддель остановил его.

— Подожди! — многозначительно сказал он. Затем облил хлеб водой и бросил на лужок. Сейчас, же слетелись птицы и принялись клевать его. Не прошло, однако, и двух минут, как птицы упали мёртвыми. Спенсер замерь от ужаса.

Барри Пэн.

ГЛАВА VI.

Приятели вошли в дом и принялись его тщательно обыскивать. Вскрыли бюро и нашли там несколько кошелей.

— Боже! да, ведь, здесь на Несколько тысяч фунтов!

— Он, вероятно, обокрал банк и часть денег спрятал здесь.

— Он или она?

— Что же предпринять?

Ты, Спенсер, жди меня здесь, а я пойду заявить полиции о находке!

— Ни за что! Идём вместе!

Они заперли ящик и ушли. Одним духом добежав до полицейского бюро, они донесли сержанту о своей находке. Затем тот час же вернулись обратно в сопровождении его. Сержант предусмотрительно захватил с собой кожаный мешок.

Окончание следует.

Редактор-издатель А.С. Миляев

Газета «Гомельская копейка», №47, 01.10.1911

Адаптация текста Александра Флегентова

6

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.