Редакция и контора помещаются по Замковой ул., д. Миляева. Телефон № 235.
Редакция открыта от 11 ч. утра до 3 часа дня. Контора открыта от 9 ч. утра до 1 ч. дня. и от 3-8 веч.
Плата за объявления за строку петита: на 1-й стран. 15 к. за строку, на 4-й стран. 8 к. за стр. Иногородние платят на 5 коп. дороже.
Родительские комитеты
Как и следовало ожидать, родительский комитет при правительственной женской гимназии постигла та же горькая участь, что и родительский комитет при мужской гимназии. На собрание родителей не явилось установленного г. Кассо 2/3 числа всех родителей и обе гомельские правительственные гимназии остались в этом году без родительских комитетов, этих единственных защитников учащихся в средних учебных заведениях.
Этой печальной участи подверглись средне-учебные заведения не только одного Гомеля. Из целого ряда других городов, из Херсона, Новгорода Астрахани, Перми, Екатеринбурга, Смоленска, Вильно, — со всех концов России получаются ежедневно телеграммы о том, что родительские комитеты упразднены, вследствие не явившегося на собрание законного числа родителей или лиц заменяющих их.
Эти родительские комитеты, проведённые в жизнь явочными порядком, были всегда бельмом на глазу наших министров народного просвещения, Г.г. Шварца и Кассо.
Желание раз навсегда покончить с этими комитетами, имеющими право, если не вмешиваться, то хоть наблюдать за действиями педагогов, вероятно не однажды являлось предметом сокровенных дум этих министров. Но деятельность комитетов всегда была настолько безобидной, что придраться к ним не было никакой возможности, и г. Кассо издал тогда свой знаменитый циркуляр о 2/3 числа всех родителей. Министр не ошибся в своём расчёте. Он отлично знал, что собрать 2/3 всего числа родителей нет никакой физической возможности, и тем не менее он издал этот циркуляр. Цель его была настолько очевидной, что её разглядели люди даже очень близорукие.
Но во всей этой истории с упразднением родительских комитетов невольно выплывает наружу другой факт, который нам приходится констатировать с особой грустью. Этот факт — тот глубокий индифферентизм, то глубокое хладнокровие к судьбе своих собетвенныхъ детей, которые обнаруживают теперь родители. Они хорошо понимали значение циркуляра Кассо, предвидели все его последствия и всё-таки не пошли на собрание родителей и оставили своих детей без их единственной помощи, на которую они смели рассчитывать и которую они вправе были требовать от людей близких им.
Ведь наиболее интеллигентная часть наших родителей постоянно твердить о единении школы с семьёй, вечно нападает на безобразную постановку нашего школьного дела, и эта-то часть родителей и блистала теперь своим отсутствием на собрании для выборов членов родительского комитета. Эта часть родителей знала отлично всю ту огромную роль, которую должны били сыграть родительские комитеты в борьбе со школьной рутиной, они отлично понимали, что эти комитеты должны явиться связывающим звеном между школой и семьёй, — и всё-таки на собрание они не явились.
Все, что такими большими трудами было добыто для средней школы, всё это отнимается у нас с каждым днём. Снова введён внешкольный надзор, снова переходные экзамены, теперь ликвидация родительских комитетов — всё это опять возвращает нашу среднюю школу к дореформенным временам.
Когда же, наконец, родители поймут, что для оздоровления школы мало хороших слов, нужно и дело. Или и здесь, как и во всём «Суждены нам благие порывы, Но свершить ничего не дано»!
На лысой горе
Казнь Багрова открыла такие язвы человеческой души, о которых трудно было предполагать. Даже теперь, когда эти язвы обнажились, когда они стали действительным фактом, с трудом верится в их существование. Многие газеты подчеркнули уже присутствие на казни Богрова «союзников» во главе с сотрудником «Нового Времени» Анатолием Савенко, и с одинаковым единодушием все сошлись в оценке этого, казалось бы невероятного, факта. Присутствовать, и при том добровольно, при таком ужасном зрелище, как лишение жизни человека на законном основании, уже само по себе явление настолько ненормальное, что может вызвать массу толков. Но союзники, присутствуя при казни Богрова вели себя настолько вызывающе, что кроме различных толков они возбудили к себе ещё безграничное чувство омерзения. Они вспоминали с удовольствием о том, как избивали его в театре, очевидно хвастаясь друг перед другом тем, кто из них больше побила, его тогда, а когда Богров висел уже в петле кто-то из них, уже с очевидным злорадством, воскликнул даже: «Небось, больше стрелять не будешь».
«Представьте, говорит по этому повода в «Утре России» Н. Лопатин, — себе одного из тридцати союзников, издевавшихся около виселицы Богрова, в тот момент, когда за день до него, сидя за семейным столом, он прерывает обед и с ложкой во внезапно застывшей руке мысленно говорить себе:
— A ведь колесование было бы куда интереснее!
Разве такое существо заслуживает название человека? Разве не ужасна перспектива, что в один прекрасный день я или вы или кто-нибудь другой, сядем рядом с ним в трамвай, будем прикасаться платьем к его платью?».
Действительно ужас. Звать, что возле тебя садит человек — зверь, дышет с тобой одним и тем же воздухом и что этот человек зверь принадлежит к целой политической партии, претендующей на роль спасительницы России, — вещь, по истине, ужасная.
У нас в России смертная казнь за общие преступления упразднена ещё со времён Елизаветы Петровны, и только в последние годы, в мрачную эпоху военных и военно-полевых судов, смертная казнь свила себе у нас прочное гнездо. Но и в это время казни производились в самых уединённых местах, без присутствия посторонних зрителей. И только теперь, по просьбе правых организаций, на казни Богрова присутствовало 30 союзников, которые, по выражение «Нового времени» встретили ведомого на казнь «враждебно». И это присутствие, и всё их поведение во время казни рисует «союзников» новыми яркими красками.
«Школа оподления,— говорит в своей статье Н. Лопатин, — озверения, утери всего человеческого даёт свои плоды, выпускает учеников, превосходящих, учителей. М. Э. Меньшиков и его редакция могут гордиться: сами они хотя и получают со всех сторон надлежащую оценку, но всё-таки остаются простыми, пошлыми, продажными журналистами и больше ничем, между тем как выученик их — порождение «Нового времени» и «Киевлянина» — совсем уже не банален. Он отбросил всё человеческое, он проявил такую степень бесполезной жестокости и бесстыдства, которая превосходит всё известное нам до сих пор, которая даёт ему право называться «не человеком».
Более точного определения для киевских союзников найти нельзя. Гнусные сцены, в роде устроенной ими во время казни Богрова, выходит за пределы всего гадкого, что знает мир, и для того, чтобы назвать их собственным именем, нужно придумать особое слово».
К-ъ
Накануне войны
Ещё не успел уладиться конфликт между Германией и Францией, как на политическом горизонте Западной Европы собрались новые грозные тучи, предвещающие войну между Италией и Турцией из-за бывшей карфагенской колонии Триполи. В настоящее время с обеих сторон начались уже деятельные приготовления к предстоящей войне. Италия спешно мобилизует свой флот, производит частичную мобилизации отдельных корпусов, озаботилась уже зафрахтованием судов для перевозки десанта.
Среди триполитанцев повсюду началась анти-итальянские агитации, муллы призывают к священной войны, устраиваются враждебные итальянцам демонстрации и население, верное исламу, вооружается для борьбы с ними. Благодаря этому, положение многих итальянских колоний стало настолько опасным, что Италия вынуждена была присоединить к требованиям экономических приобретений в Триполи ещё требование защиты итальянских подданных, что и ускорило отплытие к берегам Триполи итальянской эскадры, стоявшей наготове в Сиракузах. 10 сентября она отплыла под командой адмирала Обри в Средиземное море, в составе 23 флагов, имея на борту 30 тысяч человек…
В этой предстоящей войне Италия занимает более выгодное положение, нежели Турция. В то время, как Италия занимает сейчас восьмое место в ряду морских держав, принимая во внимание численность броненосцев, спущенных на воду не болеe 20 лет тому назад, в турецком флоте равноценных итальянским боевых судов нет ни одного.
Само собою разумеется, что при подобном распределении сил Турция вряд ли осмелится выйти навстречу итальянской эскадры и даже вряд ли решится теперь выслать подкрепления к триполитанским берегам заготовленные уже транспорты с десантом, оружием и припасами, так как Италия, в виду опасности, которой подвергаются некоторые её колонии выслала как мы уже говорили в Триполи свой флот, состоящий из 8 броненосцев, 12 миноносцев и 6 вспомогательных судов.
Но зато Турция располагает такими средствами, которые позволяют ей вести войну с Италией не объявляя её. Она имеет возможность в случае столкновения нанести Италии очень сильный экономический удар, выселив всех итальянцев, проживающих на турецкой территории и противодействуя всеми способами итальянской торговле на Средиземном море. В этих своих намерениях Турция сильно поддерживается всем мусульманским населением, которое уже во многих местах объявило бойкот итальянским товарам.
Иностранные державы отказываются вмешаться в возникший конфликт, а Австрия, находящаяся в союзе с Италией, боится усиления экономического влияния Италии в Средиземном море и оговариваясь нежеланием портить свои добрые отношения с Турцией, тоже отказывается от какого бы то ни было вмешательства.
Такими образом, несмотря на заявления министра об удовлетворительном состоянии итальянских финансов, положение Италии значительно осложняется.
НЪ
Городским головою была послана телеграмма: Ливадия, Министру Императорского Двора
«От крамольной руки безумного злодея пал достойнейший и преданнейший слуга Престола и Отечества, незабвенный Председатель Совета Министров Пётр Аркадьевич Столыпин лучший сын и национальная гордость России. Горячо помолившись об упокоении его светлой и чистой души, гомельская городская дума, глубоко потрясённая и возмущённая случившимся, просит Ваше Высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Императорского Величества чувства безграничной любви и беспредельной преданности Думы и населения гор. Гомеля Могилёвской губернии. Гор. Голова И. Домбровский».
Гомельский городской голова получил из Севастополя 13 сентября от Министра Императорского Двора следующую телеграмму: «Государь Император повелел соизволить благодарить Гомельскую гор. думу за выраженные в вашей телеграмме по случаю кончины Статс-Секретаря Столыпина чувства. Министр Императорского Двора, Барон Фредерикс».
Чрезвычайное заседание городской думы
16 сентября в 6 ч. вечера состоялось чрезвычайное заседание Гомельской городской Думы, с разрешения по телеграфу г. Могилёвского Губернатора.
Заседание открыто личным докладом думе г. городского головы Ипполита Викентьевича Домбровского, что на посланную от городской думы Государю Император всеподданейшей телеграммы получено из Севастополя 13 сентября от Министра Императорскаго Двора следующая телеграмма: «Государь Император повелеть соизволил благодарить Гомельскую городскую думу за выраженное в вашей телеграмме по случаю кончины Статс-Секретаря Столыпина чувства. Министр Императорского Двора Барон Фредерикс».
Телеграмма эта была прочитана городским!, головою, и после этого голова провозгласил: «Да здравствует наш Дорогой Государь Император на многие лета, да хранит Его Господь-Бог и всеми присутствовавшими многократно было провозглашено торжественное дружное «ура» и троекратно пропето всеми присутствовавшими при участии Соборного Хора «Спаси Господи»; затем городской голова объявил заседание закрытым. Настроение собрания было благоговейное.
Местная жизнь
— 15 с. м. состоялся 25-летний юбилей Гомельского городского взаимно-страхового общества. В ресторане «Москва» был устроен по этому случаю обед, на котором присутствовали все гласные городской думы, страховые агенты и почётные гости. После обеда все присутствовавшие снялись на городском бульваре, около вновь выстроенной веранды.
— Задержан Моисеенко, пытавшийся получить из казначейства по подложному чеку 600 р. Задержанный сознался в мошенничестве.
— На Воздвиженской ярмарке было обнаружено всего три кражи, из коих 3 карманных. У одного крестьянина вытащен из кармана кошелёк с 5 р. 22 к., у другого с 36 р. 76 к. Карманщики задержаны, но денег, при них не нашли, т. к. они успели передать их своим товарищам. У третьего крестьянина уворована дубленная шуба стоимостью в 16 р. Вор задержан с шубой. Все эти дела преданы городскому судье.
— 21 сентября в городском клубе кружком местных любителей дан будет спектакль в пользу недостаточных учеников второго городского училища. Поставлена будет четырёх-актная пьеса Потапенко «Высшая школа». Накануне спектакля, 20 сентября, состоится генеральная репетиция, на которую будут допущены учащиеся. После спектакля предполагаются танцы. Надо надеяться, что симпатичная цель привлечёт значительное количество публики и обеспечит материальный успех спектакля.
— В электро-театре Экспресс-Био, благодаря приобретённому новому аппарату устранено всякое мигание, и картины на экране получаются яснее и отчётливее.
— 26 сентября в театре-цирке Слободова состоится бенефис управляющего еврейской труппы Шаравнера, г. Левина. Поставлена будет «Ди сейдер нахт».
— На общем собрании членов общества вспомоществования бедным учащимся, которое состоялось 14 сентября в замке кн. Паскевич членами правления, на место выбывших, избраны: М. С. Бочковский, А. Гутман, В. В. Роменский и Г. А. Стульгинский.
— Со среды 21 сентября в театре на треке состоятся несколько гастролей известного клоуна Владимира Дурова с его дрессированными животными.
— С завтрашнего дня ученики гимназии д-ра Ратнера будут освобождены по случаю еврейских праздников до 2 октября.
Панихида по П. А. Столыпину в Киеве
13 сентября, в девятый день кончины статс-секретаря П. А. Столыпина в Великой церкви Киево-Печёрской лавры совершена панихида Высокопреосвященным Флавианом, митрополитом Киевским и Галицким, в сослужении наместника лавры о. архимандрита Амвросия и старшей братии монастыря. На панихиде в церкви, переполненной народом, присутствовали прибывшие к этому дню в Киев родственницы покойного г-жи Велелкина и Офросимова, начальник края генерал-адъютант Ф. Ф. Трепов с супругой, командующий войсками киевского военного округа генерал-адъютант Н. И. Иванов, киевский губернатор, камергер А. Ф. Гирс, вице-губернатор Б. Д. Кашнаров и много представителей военного ведомства. Перед окончанием панихиды, духовенство, а за ним представители администрации и народ проследовали на могилу П. А. Столыпина, где под открытым небом была пропета вечная память. На панихиде присутствовали депутации от г. Гомеля, Могилёвской губ. И. В. Домбровский и гласные думы И. П. Максимов и В. А. Ивашнев и от Гом. отд. всероссийского национального союза. Депутации возложили на могилу серебряные венки со следующими надписями:
1) «Дорогому защитнику русского дела, первому Государственному сановнику П. А. Столыпину от благодарного города Гомеля, Могилёвской губернии». Венок украшен лентами белой и национальных цветов. 2) «П. А. Столыпину — русскому богатырю. — Гомельский отдел всероссийского национального союза».
Вся могила усопшего сплошь закрыта венками из живых цветов. Остальные многочисленные венки из цветов развешаны около могилы на специальных деревянных вешалках.
Корреспонденция
(От собствен. корреспонд.)
Чернигов
Кровавые «события» в Черниговской губ. — убийства, нападения и проч. с преступными целями — не редкость. Чуть-ли не каждый день хроника отмечает в разных углах губернии кровавые «эксцессы». Грабители нападают на беззащитных людей с целью грабежа, происходят убийства среди людей (в пьяном виде), родственники поднимают руку на родственников. В последнее время в губернии было много случаев убийства родственниками родственников па почве земельных и имущественных отношений. В Котляровке, Борзенского уезда, на этой почве брат убил брата. В Козелецком уезде, с целью завладеть имуществом, женатый сын убил старуху—мать. В Конотопском уезде племянники зарубили топорами престарелых дядю и его жену: они боялись, что имущество дяди перейдёт не к ним, а к жившей у дяди сиротке-приёмышу. В Стародубском уезде недавно произошёл такой ужасный случай. В селе Чибковичах жил крестьянин Чемеричка, у него — выданная замуж дочь и женатый сын Терентий. Между последним и отцом установились враждебные отношения; отец не пожелал выделить сыну ничего из имущества и всё отписал зятю. Тогда Терентий решил убить отца. Когда последний поехал на днях на мельницу, он догнал его в поле и ударил колом по голове, а сам стал убегать, думая, что отец убит. Но старик поднялся на ноги и благодарил Бога за спасение. Терентий вернулся обратно и ткнул с силой колом в отца. Кол попал в рот и вышел в затылок. Старик умер, а убийца, мучимый угрызениями совести, явился в полицию и заявил о совершённом им преступлении. Его, понятно, арестовали…
Все эти (взятые мной из числа многих других) случаи кровавых преступлений на почве имущественных отношений относятся исключительно к среде тёмных крестьян. Не так давно в Чернигове был случай убийства на той же почве в так называемом «высшем» обществе. Гвардейский офицер Ивков убил из револьвера свою мать с целью получить поскорее её имущество оцениваемое в несколько тысяч. Убийца — сын симулировал было нападение грабителей (он выстрелил даже себе в руку), но потом во всём сознался. Суд присудил его за это преступление на 12 лет каторги.
При таких-то условиях протекает современная жизнь в городе и деревне…
Старик
Редактор-издатель А. С. Миляев
Газета «Гомельская копейка», №44, 17.09.1911
Адаптация текста Александра Флегентова