«Гомельская копейка», №37, 31.08.1911

1911 08 31 37

Доход с этого номера поступает в пользу фонда санатории или амбулатории для туберкулёзных больных.

Воззвание к публике

Ежегодно страшный бич человечества — туберкулёз — убивает много людей. По отчёту главного врачебного инспектора (в 1895 году на 10 тысяч человек населения, приходилось 21.1 больных. В 1908 году эта цифра увеличилась больше чем вдвое)! (38,9 на 10 тыс. человек)!

Такое положение вещей тем более вызывает беспокойство, что этот страшный бич одинаково поражает бедняка и миллионера, слугу и господина, и с такой же лёгкостью проникает в лачуги и углы, как и в роскошные палаты дворцов. Эта болезнь не щадит ни возраста, ни пола, и находит многочисленных жертв при всевозможных условиях человеческого существования; в жилом помещении и на улице, в захолустном постоялом дворе и в роскошной гостинице, в железнодорожном вагоне и в пароходной каюте, в школе и театре, на фабрике и заводе, в белошвейной и портняжной и т. д.

Публика должна знать, что чахоткой заболевают вследствие заражения (главным образом через мокроту), и что наследственность играет тут только побочную роль. Каждый человек может заразиться: нам известно достаточное число примеров, где здоровые люди заражались туберкулёзом от своих жён, мужей и братьев, где родители заражали своих детей. Как часто случается, что в конторах, мастерских, монастырях, пансионах, в которых раньше ни когда не бывало чахоточных, вдруг вспыхивает настоящая эпидемия чахотки! Причиной этого всегда является поступление нового служащего, рабочего, монахини или ребёнка, больных туберкулёзом, но не знающих о своей болезни, и не принимающих никаких мер предосторожности, мер, который между тем весьма просты и достаточны для предупреждения заражения.

Необходимо подумать о следующем: если, с одной стороны, зло очень велико и угрожает всем нам, то, с другой стороны, оно одно из тех зол, от которых очень легко уберечься. Достаточно немного внимания, чтобы сделать соседство чахоточного безвредным, и нам совершенно не следует бояться ухаживать, в случай нужды, за нашими мужьями, женами, братьями, детьми, ухаживать с преданностью и постоянством.

Чахотка излечима также как и всякая другая болезнь. Но для того, чтобы излечить — нужно вести с ней неустанную борьбу. Нужно улучшить положение обездоленных чахоточных.

Нужно туберкулезных больных поставить в соответствующие условия. Нужно, чтобы их лёгкие дышали свежим, чистым, здоровым воздухом, нужен за больными специальный уход.

Разве достойно нашего времени, научного прогресса, что эти несчастные лечатся в общих больницах, даже не в специальных палатах, а бок-о-бок с другими больными, которых они могут заразить! Никогда, ни один, повторяем, «ни один» чахоточный не излечился в больнице.

Поэтому необходимо учреждение санаторий для чахоточных больных.

Для учреждения санатория, для одержания победы над злом человечества, необходимы средства, необходима материальная поддержка всех и каждого.

Мы призываем всех без исключения поддержать задуманное дело спасения человечества от страшного зла. Поддержка эта — не благотворение, а долг каждого русского гражданина, — долг, исполнение которого является лишь актом самозащиты и защита своих близких от губительного недуга.

К вопросу о борьбе с чахоткой

Гомельское медицинское общество, обсуждавшее 8-го июня вопрос об устройстве туберкулёзного дня в г. Гомеле, сделало, по моему предложению постановление об учреждении при обществе фонда для устройства амбулатории и санатория для туберкулёзных больных. Постановление это, по моему мнению, является очень важным, так как им с одной стороны общество как бы приняло обязательство по отношению к туберкулезным больным своего района, а с другой — поставило вопрос на чисто практическую почву, и от материального успеха сегодняшнего дня «белого цветка» зависят и ближайшие практические шаги в новом начинании.

Когда, в начале января 1902 года, я приехал на 8-й Пироговский съезд в Москву, то узнал, что при съезде доктором Ф.М. Блюменталем организована туберкулёзная выставка, первая в России. Она была увешана плакатами, таблицами, диаграммами, видами санаторий, среди всего выделялся большой плакат «чахотка излечима», плакаты с подписями: «57 выздоровлений», «82 излечения», «80% восстановления трудоспособности» и т. д.

Нам, врачам, привыкшим видеть в чахотке непобедимого врага, перед которым опускались руки, и самое слово «чахотка» было равносильно слову «смерть», эта выставка дала убеждение, что чахотка не только заразительна, (что мы знали раньше), но и излечима, и что борьба с ней возможна и необходима. Этот съезд я считаю поворотным пунктом в отношении врачей к туберкулёзу в России, и не могу не отметить с чувством благодарности заслуг, как Общества врачей в память Пирогова, так и доктора Ф.М. Блюменталя.

Туберкулёз — это бич всего человечества; с ним на западе уже давно ведётся планомерная борьба. У нас — это народное бедствие, размеров которого мы в сущности точно не знаем, так, как не знаем числа больных туберкулёзом; знаем только, что у нас в Росcии ежегодно умирает больше 600 тыс. от различных туберкулёзных заболеваний, т. е. другими словами ежедневно мы теряем до 1800 человек, каждый час умирает больше 70 чел. и каждые 2 мин. 3 человека. И эта ежегодная потеря является постоянным законом для Poccии, а не каким-нибудь временным бедствием, вроде холеры: и в России, и в Западной Европе смертность от туберкулёза значительно превышает смертность от всех заразных болезней. Предполагая в недалёком будущем, иметь цифры, касающиеся туберкулёза в Гомеле и Гомельском уезде, я считаю, что и к нам применимы указанный выше заключения, т. е., что чахотка и наш бич…

Западная Европа прошла через испытание различных путей обществ борьбы с бугорчаткой. В этих путях замечаются два резких течения: Англія боролась по преимуществу санитарно-экономическим улучшением и удешевлением жилищ, пищи — улучшением быта фабричных рабочих и т. д., словом, тратой миллионов на улучшение и удешевление санитарных условий жизни населения. Гврмания и другие ставят в основу борьбу с заразным началом, с какой целью тщательно дезинфнкцируют помещения больных, выселяют их в специальные санатории для разобщения со здоровыми с одной стороны и для создания подходящей обстановки больных с другой.

Уже давно в Германии стали на этот путь борьбы и обществ. учреждения, и правительство, и особенно страховые кассы, обеспечивающие рабочего на случай болезни, инвалидности и старости и имеющего возможность уже в первой стадии болезни обращаться за лечением в санатории.

В Англии, благодаря превосходным жилищным условиям высокой гигиенической культуре коэффициент смертности от туберкулёза упал с 33 на тысячу в 1865 г. до 25 на тысячу в 1882 г. и, наконец, до 14 в 1907 году. В Германии борьба с туберкулёзом путём борьбы с заразой понизила смертность с 31% на 21%, а в Пруссии даже с 33% в 1877 году до 17% в 1908 году.

Путь, по которому шла Англия, для нас недосягаем, как требующей высокой культуры и громадных материальных затрат, и России остаётся идти по пути, указанным Германией и поэтому постановление Гомельского медицинского общества можно приветствовать, как отвечающее современному положению данного вопроса в науке и потребностям общественной борьбы с бугорчаткой.

Врач Ник. Шеболдаев

Белый цветок…

(Фантазия)

Далеко, далеко к самому краю неба простиралась необъятная зелёная ширь…

Словно невеста, убралась она разноцветными цветами…

Яркие горделивые высились они на зелёных стебельках, распространяя вокруг одурманивающее благоухание…

Они были прекрасны в своей гордости, в своей красоте, и сознавая это, они кокетливо гляделись в прозрачной зеркальной поверхности реки, выглядывали из зелёной травушки на весь Божий мир…

Каждый их лепесток, казалось, твердил о радости жизни!..

— Хорошо жить, — потому, что мы прекрасны, потому, что люди нас любят, потому, что мы любим, потому, что весна!..

Благоухая воспевали жизнь прекрасные создания…

Невдалеке от тихо журчащего ручейка, в густой ярко-зелёной траве скромно затерялась бела головка ромашки… Она, сознавая свою непривлекательность, не смела присоединить свой тихий голосок к общему хору цветов, славящих жизнь… Она тихо, словно молясь, твердила — Хорошо, Боже мой, как хорошо жить!..

По лугу, где красовались, наслаждались жизнью красавцы-цветы, тихо, еле передвигая ноги шёл больной юноша…

— Как хорошо жить! Как хорош ты, ммр! Как хочется жить!.. шептали его бледные, белые губы…

— Цветики, мои милые, как хорошо вам, вы сильны, здоровы, вы прекрасны!.. А, я? Я… пожалейте меня!.. И он тихо, беззвучно зарыдал…

Отвернули красавицы—цветы свои прекрасно-девственные головки…

Не захотели они смотреть на больного, умирающего человека… Так, не гармонирует смерть с их солнечным настроением… Им здоровым, красивым, непонятны страдания одинокого, больного человека… Никто из них прекрасных не потянулся к нему, никто не захотел пожалеть утешить его, лишь скромный, маленький беленький цветок, зардевшись сказал: — милый, возьми меня. Прижми к своей усталой, больной груди… Я, мои ласки облегчать твои страданья… Я исцелю тебя! Возьми!

С тех пор люди, не забывающие больных братьев, носят на груди скромный, беленький цветочек.

Михаил Хмурый

Нужды туберкулёзных больных в г. Гомеле

Когда в Германии подозрительный больной приходить к врачу, то врач знает, как ему поступить с ним, чтобы убедиться, действительно ли он болен, и если он болен туберкулёзом, то он знает куда его направить дальше; и каждый врач там в этом вопросе поступить одинаково, так как там существует для этой цели целая общественная организация. Совсем иное у нас. Каждый больной у которого врач определяет или предполагает туберкулёз, получает от врача те или иные указания, и больному предоставляется самому в дальнейшем заботиться себе. Часто в таких случаях диагноз врача может быть ошибочным в ту или другую сторону и тогда все наши наставления не имеют за собой твёрдого научного основания. В интересах планомерной борьбы с туберкулёзом необходимо 1) изучение распространения туберкулеза в данном месте, что в данный момент является желательным, но не выполнимым и должно быть задачей ближайшего будущего, и 2) исследование каждого больного и его изучение, что является вполне возможным, если будет открыта амбулатория, располагающая всеми современными способами исследования. Амбулатория эта должна стать гнездом, куда являются все туберкулёзные больные, где им ведётся тщательная регистрация и оказывается постоянная врачебная помощь; там производятся исследование всеми существующими способами, как-то: бактериологическое исследование мокроты и других выделений, прививка туберкулина, наблюдение над весом больного, и амбулаторное лечение всеми способами до лечения вспрыскиваниями туберкулина включительно. Там же больной и его окружающие приучаются, путём беседы, раздачи наставлений и т. д. к уходу за собой и в особенности за мокротой (или иными отделениями), чтобы последняя, как носительница заразы, уничтожалась, так как разбрасывание её способствует дальнейшему распространению болезни. Таким путём постоянно контролируется жизнь больного и сообразно находимым изменениям в ту или иную сторону, изменяется пищевой режим, количество рабочих часов или назначается полное прекращение работы на определённый срок, или же больной отправляется в санаторий, дачный посёлок или т. п. учреждение. Что касается положения здешних «дачных посёлков» — Белица, Чёнки, Клёнки, Климовск, Побужье мн. др., то о них надо сказать несколько слов. В начале каждого лета каждому врачу приходится десяткам больных говорить: «поезжайте на дачу» и каждый из нас не знает, куда поедет больной, так как существующих дачных помещений настолько мало, что они не могут удовлетворить всей потребности, а по своим санитарным качествам заставляют желать очень многого. Даже некоторые владельцы дач предпочитают сдавать их другим, а не жить самим, мотивируя это загрязнённостью места. Те же посёлки, где ютится гомельская беднота (Климовск, Побужье и даже Ново-Белица) настолько перегружены, что например в Климовске, где лежала больная чахоткой, в течении 2-х суток заливавшая кровью эту комнату, с ней всё лето жило ещё 6 человек, и оставшихся в том же помещении после её отъезда. И это обычное явление в этих посёлках. Побужье, лучшее по климатическому условию место близ Гомеля, настолько летом перегружается, что подъезжая к нему за 2—3 версты, чувствуется это перегружениe… Все дачи в Ново-Белице вдоль шоссе, над болотами, носят характер чуть не «свайных построек», лишь дачи на площади влево от полотна ж. д., прилегающие к лесу кн. Паскевич, более соответствуют своему назначению. Все же дачи на противоположной стороне этой площади, построены, по моему мнению, на подсушенном несколько болоте, существующем до сих пор, и на котором 25 лет тому назад любители охотились на уток и дупелей. Особенно это относится ко всем тем дачам, которые построены в глубине садов. Дачи в Белице и Чёнке (Песочное) находятся в районе городской черты в следовало бы распространить на них действие санитарного надзора в полной мере, даже выработать для них обязательные санитарные постановления, ибо там нет ни очистки, ни вывозки нечистот, ни дезинфекции помещений и т. д. Не скрою, что и в этих посёлках поправляются бед. больные, среди которых много и туберкулёзных, но во-первых, эта дачная жизнь обходится очень дорого, а во-вторых, я не могу утверждать, что эти дачи никого не заразили туберкулёзом.

— Говорить о санатории, как о месте заменяющем и дачу для неимущих, и больницу для тяжёлых туберкулёзных больных — я не буду; санатория это учреждение, предназначенное обслуживать нужды туберкулёзных больных в течении целого года. Учреждение это необходимо для всех и богатому, и бедному, и чиновнику, и рабочему, и студенту, и ученику начальной школы, и служащим в банках, конторах, на фабриках, и крестьянину, и священнику. Такое учреждение можно создать только общими усилиями. Туберкулёз — болезнь общая для борьбы с нею нужны большие средства. И мне думается, что если бы в этом намерении создать санаторию соединились самоуправления городское и земское, богатые землевладельцы, Добрушская фабрика, все вообще гомельские заводы и фабрики, коммерческие предприятия, банки, благотворительные учреждения, некоторые учебные заведения и даже частные лица, то вопрос о месте для санатория и его постройке разрешился бы очень скоро в интересах больных.

Конечно, эта задача непосильная для одного медицинского обществава, и мне думается, что для Гомеля необходимо общество в виде общества борьбы с заразными болезнями.

Врач Н. Шеболдаев

Наставления больным и соприкасающимся с ними

Чахотка заразительна.

Мокрота и даже мельчайшие её капельки, выделяемые при кашле и чихании чахоточными, содержат громадное количество живых зародышей, невидимых простым глазом. Эти зародыши (бациллы) и вызывают чахотку.

Многие на вид здоровые люди больны чахоткой, сами того не подозревая; они тоже распространяют, вокруг себя заразу, если кашляют.

При кашле закрывайте рот платком или рукой.

Не плюйте на землю — это распространяет заразу:

Не плюйте на пол своей комнаты, мастерской, магазина или конторы — это распространяет заразу.

Плюйте только в сточные канавы или в плевальницы; последняя держите на половину наполненными водой и ежедневно обеззараживайте кипячением (15 мин.), вылив сначала мокроту в помойку или в клозет.

Пыль часто содержит заразу, а потому метите пол сырым веником или влажной щёткой и вытирайте мебель влажным полотенцем.

Не курите ни с кем одной папиросы, не пейте и не ешьте из одной посуды — таким способом может распространяться зараза.

Избегайте целоваться в губы — таким способом может распространяться зараза.

Аккуратный и чистый чахоточный не опасен для окружающих.

Кань предохранить себя от заражения чахоткой

Свежий воздух убивает зародышей чахотки.

Не живите и не работайте в комнате, где нет свежего воздуха.

Несколько раз в день проветривайте свою комнату, даже и зимой, особенно же перед сном.

Ежедневно гуляйте на свежем воздухе, сколько только позволяет ваше занятие.

Свежий воздух даёт силы и здоровье.

Не спите в одной кровати ни с кем, а если можно, то не спите даже и в одной комнате с кем бы то ни было.

Чаще мойте лицо и руки мылом.

Не садитесь за стол, не вымыв рук.

Не пейте водки, пива и других спиртных напитков — они располагают к заболеванию чахоткой.

Не оставляйте без внимания малейшего кашля и простуды.

Как вылечить себя от чахотки

Не тратьте ваши деньги на знахарские средства и знахарей, а обращайтесь как можно раньше к врачу. Если вы обратитесь во время, то можете вылечиться.

Не ждите пока болезнь разовьётся и лишит вас возможности работать; тогда будет уже слишком поздно, или болезнь потребует продолжительного и дорого стоящего лечения.

Покупайте «Белый цвЬтокъ».

Не пейте водки, пива и других спиртных напитков — они подрывают здоровье и мешают выздоровлению.

Питательная пища, свежий воздух и отдых, вот лучшие лекарства.

Проводите на воздухе весь свой досуг, если только позволяет погода.

Не бойтесь свежего воздуха. Чаше проветривайте вашу комнату, особенно же спальню.

Обращайтесь к врачу как можно раньше, чтобы не пропустить время.

От редакции

Сегодняшний номер, валовой доход с которого поступает в пользу фонда на санаторий для чахоточных больных, набран наборщиками и отпечатан бесплатно, а Я. Г. Ловьянов пожертвовал бумагу на номер, за что редакция приносит свою искреннюю благодарность г. Ловьянову, наборщикам и машинисту З. Миніовичу.

Редактор-издатель А.С. Миляев

Гомель, типография Миляева, тел. № 235

Газета «Гомельская копейка», №37, 31.08.1911

Адаптация текста Александра Флегентова

6

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.