В Персии
Агентству «Рейтер» сообщают из Тегерана, что бывший шах убит. Подтверждение этого известия нет. Но всё равно: жив или убит бывший шах, а дело его умерло. После поражений, во время которых смертельно был ранен один из его главных сподвижников Рашид, а другой взят в плен и отправлен в Тегеран «Магомет-Али проиграл игру». По газетным сообщениям Магомет-Али уехал к границам Персии и, сидя на одном из пароходов, стоящих у берегов Каспийского моря, выжидает дальнейших событий. Дальнейшие события, по газетным сообшениям, рисуются в таком виде: регент, желая воспользоваться плодами побед усиленно наступает, оттесняя авангард Магомет-Али. Возможно, что в настоящий момент разыгрывается последняя сцена драмы называющаяся «Магомет-Али», или «Я хочу слова быть шахом». Ясно, что Магомет-Али вновь не быть на персидском престоле… Персы, вкусившие конституционную свободу, правда, омрачённую кровавыми эксцессами, напрягут все свои силы к тому, чтобы не допустить бывшего шаха вновь занять потерянный им престол. Напрасно шах поднялся с тёплого местечка, напрасно он поднял тёмные элементы Персии, лучше сидел бы в Одессе и наслаждался бы жизнью. Вновь ему не быть персидским шахом: его игра проиграна. И никогда ему не отыграться.
Накипь житейская
Как сообщают газеты, в Петербург в Обуховском ночлежном доме вот уже 25 лет проживает бывший профессор N-ского университета Н. М. Небученов — 64 лет.
Окончив блестяще университет, Н. М. уехал за границу, где пробыл пять лет. По возвращении он занял одну из кафедр Медицинского факультета N-скаго университета. Скоро сытая жизнь надоела. Он охладел к науке и к миру и ушёл. Ушёл в… ночлежку…
Причину своего ухода из среды барствующих и мудрствующих Н. М. ревниво скрывает.
Живёт Н. М. на заработок от услуг при церкви св. Спаса, что на Сенной площади.
В районах Сенной площади, Обводпого канала и Лиговки Н. М. очень популярен, и для тамошней бедноты он и служит в одно и то же время и судьёй, и учителем и благотворителем в тех случаях, когда кто-либо из его родственников пришлёт ему денег.
Обычно Н. М. денег ни от кого не принимает, довольствуясь в сутки 20-30 коп., лично им заработанных.
Н. М. ежедневно прочитывает все газеты Петербурга и Москвы, а также не с меньшим вниманием И. М. относится к литературе, близкой по духу к богоискательству, которую Н. М. читает на всех языках, обладая сам знанием семи: французского, немецкого, английского, древне-еврейского, греческого, испанского и польского.
Политика Н. М. не интересует.
Своё упорное желание жить в ночлежном доме, а не где либо, в месте более удобном и здоровом, Н. М., как говорит близко знающий его, объясняет своей привязанностью к голодной братии ночлежки, с которою он сжился и которую полюбил. Н. М. абсолютно трезв и честен, что делает его в кругу ночлежников единственным.
На просьбы и настояния родных вернуться к прежней жизни Н. М. всегда отвечает резким отказом, не объясняя причин такого отказа. И с лицами, которых интересует, его жизнь, он скрытен и почти никогда и никому не говорит о своём прошлом. А в случаях, когда его беспокоят расспросами, он категорически заявляет:
— Ничего не скажу. Жизнь — моя, и я — её хозяин. Уходите.
Этот уход из сытой блестящей жизни, где всё ему улыбалось, где он, благодаря своим выдающимся дарованиям и титулованным связям, мог сделать карьеру, невольно заставляет нас преклонится перед ним. До ночлежки довёл его не общерусский порок — алкоголь. Нет! А твёрдое сознание, убеждение, что он своими знаниями, своим опытом, своей любовью нужен массе «униженных, обиженных», для которых он и бог, и брат, и судья…
От «ликующих, праздно болтающих, обогряющих руки в крови» он ушёл в «стан погибающих» и там в этом стане бодро звучит его слово любви, его горячий призыв к разумной, красивой жизни. Там он в отверженных обществом людях пробуждает веру в жизнь, раздувает священный огонь любви, и из пьяной, грязной жизни любовью ведёт их к свету.
Счастлив он, нашедший в себе силу уйти из мира, счастлив он, нашедший неиссякаемый источник любви к младшей братии. В этой любви — смысл жизни, она даёт удовлетворение…
Грядущий.
***
Памяти М. Л. Алукера-Казарнова
Умер дорогой учитель.
Весть о его смерти, как громом поразила всех его многочисленных учеников.
14 лет работал он в Гомеле, на славном поприще еврейского учителя.
Светлым обаянием своей личности, мягким и добрым отношением, к окружающим, он заслужили любовь и глубокое уважение в среде своих учеников и всего населения нашего города.
Глубокая любовь к еврейскому народу, к культурным ценностям созданным им, жили в душе его. И эти искры любви к своему народу пробуждал он в сердцах своих учеников.
В душах всех их живёт сознание своей связи с еврейским народом. Все они его родные сыны. Вот в чём главная заслуга покойного перед лицом всего еврейского народа, на благо которого трудился он всю свою жизнь.
И не только учителем, но и горячим другом своих учеников являлся он. Уходя из его школы, ученики не забывали о нём. В трудные минуты жизни приходили они к нему, своему дорогому учителю. И всегда встречали тёплый любовный приём, мягкие успокаивающие речи. Вот почему когда последняя лопата земли засыпала свежую дорогую могилу, не хотелось верить, что он ушёлъ от нас навсегда, что мы больше не увидим его славного лица, не услышим его тёплых проникновенных речей.
Мир праху твоему дорогой друг-учитель!
Память о тебе будет вечно жить в сердцах твоих, учеников.
Бывший ученнк И. Утевский.
***
Местная жизнь
— На должность директора могилёвского реального училища назначен б. правитель канцелярии попечителя виленского учебного округа С. М. Никонов.
— На возвращавшуюся из Польской церкви женщину напали хулиганы, сняли с неё байковую пелерину и чесунчовый шарф. О случившемся составлен протокол.
— У артиста оперетки Литвинова Розенблата украдено три фрака, палка и пара туфель. Всего украдено — на 16 руб. Производится дознание.
— Департамент окладных сборов сообщил киевской казённой палате, что мин. внутр. дел по соглашению с мин. финансов и согласно заключению начальника ю.-з. края — признало: по точному смыслу закона 16 марта 1859 г. правом приписки к киевскому первогильдейскому купечеству пользуются только те евреи, которые платили в черте еврейской оседлости первую гидьдию не менее 5 лет.
— В виду последовавшего на днях разъяснения сената по делу о личном задержании несостоятельного, что в таких случаях одного ходатайства кредиторов недостаточно, министерством юстиции в осеннюю сессию Государственной Думы будет внесён соответствующий законопроект. Согласно новому законопроекту, личное задержание может последовать только в случае, если против должника возбуждается уголовное преследование. Однако содержание под стражей будет носить характер предварительного заключения до суда, при чём даже в случае полного удовлетворения кредиторов преследование не прекращается, если имелись налицо признаки уголовного преступления.
— После 7-ми дневного ареста при полиции и уплаты 3 р. штрафа освобождён Г.М. Нейман, редактор-издатель «Польская жизнь».
— Вчера состоялись похороны М. Алукера-Казарнова. На похоронах присутствовало много народу. Тело покойного несли его ученики. Во дворе большой синагоги и на кладбище говорились речи (духовным раввином и учеником покойного каз. раввиным Хавиным) в которых отмечены были гуманность, общественность и педагогические заслуги покойного.
— Правление Г. Р. С.-сбер. Т-ва задалось целью ввести взаимное страхование членов о-ва. Познакомившись с системой взаимного страхования, практикуемой в других т-вах, правление на следующем общем собрании сделает доклад по этому вопросу.
— Ожидается приезд представителя министерства внутренних дел для обревизирования «Еко».
— Опять велосипедист! Не проходит дня, чтобы какой-нибудь велосипедист не сшиб кого-нибудь с ног. Третьего дня на углу Румянцевской и Александровской ул. какой-то малолетний велосипедист сшиб с ног проходящую девицу, причинив, ей серьёзный ушиб руки. Нужно, наконец, принять меры к обузданию ретивых велосипедистов.
***
Ревизия отделений Еко
(Евр. Колонизац. О-во)
Министерство внутренних дел предприняло ревизию отделений Еко. Представитель министерства произвёл уже ревизию отделений в Вильно, Минске и др. городах, при чём он не скрывал, что министерство очень не довольно деятельностью Еко, направленной не исключительно к достижению главной цели общества, заключающейся в содействии переселению евреев, а стремящейся к поднятию экономического благосостояния евреев, здесь на месте. Министерство намерено не допускать впредь таковой деятельности.
Еврейское колонизационное общество открыто 30 лет тому назад покойным бароном Гиршем. Главная цель о-ва: — переселять и содействовать переселению евреев из стран, где они подвергаются преследованиям и гонениям и колонизировать их в Америке, Аргентине и других подходящих для этой цели странах. Барон Гирш пожертвовал для этой цели 239 миллионов франков. После его смерти о-во унаследовало ещё очень крупные суммы и разное имущество. При жизни бар. Гирша, по его инициативе и под его личным руководством Еко приобрело значительный земельные пространства в Аргентине, поселило там несколько тысяч еврейских эмигрантов и создало ряд колоний, С его смертью, деятельность приняло совершенно иной характер и стала концентрироваться все более и более на оказании помощи еврейскому населению в местах его нынешней постоянной оседлости. Еко стало открывать и поддерживать там ссудр-сберегательные и кооперативные товарищества, земледельческие и ремесленные школы, фабрики, дома для дешёвых квартир. В вопросах евр. колонизации и эмиграции Еко ограничивает свою деятельность основанием сети информационных бюро для эмигрантов и поддержкой отдельных колоний и колонистов в Соед. Штатах, Канаде, Мал. Азии, Палестине и о. Кипре.
В России, открытие отделения Еко было Высочайше разрешено 8 мая 1892 года под тем же названием. Во главе русского отдела Еко стоит центральный комитет из 7-ми человек. В настоящее время, Еко ведёт в России самую разнообразную деятельность, на первом плане которой стоить помощь евр. эмигрантам. При центральном комитете имеются 4 отдела: эмиграционный, сельскохозяйственный, кредитный и по профессиональному образованию.
Не подлежит сомнению, что если Еко, кроме эмиграционной деятельности, будет запрещена иная деятельность, то этим будет нанесён колоссальный ущерб еврейскому культурному и экономическому положению, будет сделан огромный шаг к осуществлению проекта о «национализации торговли, т. е. изъятие торговли из рук евр.: Сотни кредитных обществ обязаны своим учреждением Еко и десятки тысяч мелких торговцев и ремесленников получили и получают возможность продолжать своё дело только благодаря кредиту, отпускаемому им названными кредитными обществами, и достигшему в одном лишь прошлом году до 7 милл. рублей.
Услуги, оказанный Еко населению нашего города, и не только еврейскому, бесспорны и чрезвычайно важны. Местный колонизац. комитет, существующий исключительно на средства Еко в одном лишь прошлом году отправил более 3000 эмигрантов. Ремесленное и мелко-торговое товарищество, одно из крупнейших и полезнейших общественных учреждений нашего города, насчитывающее в настоящее время до 2500 членов, которым в прошлом году было выдано больше чем 200.000 рублей и двери которого широко открыты и перед русским населением города, — вряд ли был бы учреждён, если бы Еко не отпустило при его основании, ссуду в 5000 руб. При товариществе имеются склады сапожных изделий местных мастеров с годовым оборотом в 10.000 истолярных изделий с несколько меньшим годовыми оборотом. Склады эти, помимо того, что оказывают важную помощь, местным ремесленникам, делая им заказы во время безработицы, значительно содействовали улучшению качества местного производства. И эти склады, возникли главным образом, потому что Еко внесло известную сумму на покрытие убытков, могущих получиться при их функционировании. При посредствё Еко была открыта мастерская для производства механической обуви, о чём местные сапожники не имели представления и с помощью же Еко была открыта мастерская для производства варшавской обуви.
Если принять во внимание, что для еврейского населения многих ещё городов, Еко сделало не меньше, а подчас гораздо больше, то станет понятным тревога и даже испуг, вызванный ревизией министерства внутренних дел отделений Еко и вышеприведёнными словами ревизора.
Яш
Редакгор-издатель А.С. Милевич
Газета «Гомельская копейка», №27, 08.08.1911