Перейти к содержимому

«Гомельская копейка», №7, 23.06.1911

Техническое образование

В течение последних лет многие крестьянские общества неустанно хлопочут об открыли в сёлах, таких народных училищ, где бы наряду с общеобразовательными предметами преподавались и необходимое в крестьянском обиходе техническое образование. Одно время в газетах проскользнуло известие о том, что министерство торговли и промышленности разработало законопроект новых, профессиональных и технических школ для деревень, при чём они, приближаются по типу к таким же школам Германии. Осуществление этого проекта предоставляется частной и общественной инициативе.

Нам приходилось беседовать с лицом, близко стоящим к теперешнему земству (не выборному), который говорил нам. что будущие гласные, конечно в частной беседе, говорили, что одной из первых задач будущего выборного земства будет учреждение при существующих низших школах технического отдела. Этот отдел необходим потому, что у нашего крестьянина нет, никакого представления о технике, а она ему очень и очень нужна, и стремление к ней у него велико. Учителя у которых есть наклонности к технике, будут посланы за счёт земства на курсы, где приобретут необходимые знания.

Мы не знаем будет ли проведена в жизнь эта идея, пока это одни только разговоры, но пожелаем, чтобы будущее земство не забыло об этом столь важном вопросе.

Об электрическом освещении

Вопрос об электрическом освещении очень интересует не только гласных и управу, но и широкие слои населения. В редакцию неоднократно обращались с запросом в каком положении находится этот вопрос, как и на каких основаниях он будет проведён в жизнь. Теперь, когда этот вопрос находится ещё в зачаточном состоянии трудно определённо указать те формы, в которые выльется этот вопрос. Теперь можно только говорить о формах, в какие желательно, чтобы вопрос этот воплотился. Мы уже говорили о том, что выбора между концессиеЙ и хозяйственным способом оборудовали электрической станции — быть не может, ибо на последнее денег у города нет. Нужно отдать концессию, и вопрос, как, мы уже говорили, сводится только к тому, кому отдать. Мы не знакомы ни с фирмами, желающими взять на себя концессию, ни с проектами предложенных ими контрактов. Значит не знаем выставленных условий. Но тем не менее, можем говорить о том, чтобы при рассмотрении пункта контрактов, в котором говорится о плате за пользование электричеством — было принято во внимание, та плата, которая практикуется в других городах, и чтобы она не была слишком велика. Не надо забывать о том, что нужно не только стремиться иметь электрическое освещение, но и о том, чтобы за это освещение не приходилось платить бешеные деньги.

Заключая с какой нибудь фирмой условия городская дума должна включить в договор обязательство уличного освещения. Фирма должна сразу установить на определённых улицах определённое количество фонарей, при чём ежегодно должны ставиться новые фонари.

В городах, где имеется электрическое освещение, электрическое общество взимает за час горения лампочки в 16 свечей от 3/4 до 1/2 коп; причём лицам, берущим ток больше известного количества делается скидка от 5% до 20%. Кроме того по мере расширения сети понижается плата за час горения. Думается, что эти пунктики не будут обойдены в договоре. Они имеют немаловажную роль.

Ъ

Местная жизнь

Высочайший смотр. В мужскую гимназию от виленского учебного округа была получена телеграмма, в которой г. попечитель спрашивает г. директора, сколько человек в состоянии выслать Гомельская гимназия на свой счёт в Петербург на Высочайший смотр г. директор нашёл возможным отправить в Петербург всего лишь 11 человек, о чём известил телеграммой г. попечителя. Поездка состоится, вероятно, в средних числах июля.

Кровавая драма. В Берлине гомельчанка Гдалевич выстрелом из револьвера убила наповал рогачёвца — студента Киселёва. Причина убийства неизвестна. Производится следствие.

Благотворительный вечер. 21 июня на трэке состоялся вечер в пользу еврейского общества пособия бедным. К сожалению, холодная погода помешала полному материальному успеху вечера. Цифра сбора ещё не выяснилась.

Дикая месть. Н. Антонов, живущий по Прутковской ул., желая отомстить своим соседям, набросали в колодец, из которого берут воду для питья человеческие извержения. Антонов привлечён к ответственности. Колодец закрыт.

На дачах. Дачники жалуются, что Российское пароходное общество в этом году совершенно забыло об их существовании. В прошлом году ходил в Чёнки специальный пароход, в этом году этого нет. Нужды дачников почти без конкуренции обслуживает пароход «Рось». И его, по словам дачников, не достаточно. Не мешало бы устроить этот дефект.

Неудачная кража. В понедельник 20 июня около 10 ч. вечера по Ирининской ул., был задержан вор, пытавшийся унести самовар из квартиры Рабиновича (против доктора Александрова). Усилиями сторожа Ирининской ул. и городового Кабаева вор был задержан, и отправлен в полицейский участок. При нём был найден нож. За последнее время участились на Ирининской ул. кражи, это уже третий случай. Следует обратить внимание на охрану этой улицы.

Автомобильное сообщение. С июля месяца открывается автомобильное движение между Черниговом и Киевом через Гомель.

В оценочной комиссии. Сегодня в 7 1/2 ч. в присутствии управы состоится заседание оценочной комиссии, которая будет заниматься раскладкой Государственного налога в сумме 28286 руб. и земского сбора в сумме 45985 р. между отдельными недвижимыми имуществами в г. Гомеле и его предместьях. Развёрстка налога должна быть произведена не позже 30 сего июня, чтобы сохранить за плательщиками предоставленные им ст. 97-98 уст. о прям. нал. право подавать возражения на развёрстку затем приносить жалобы на последовавшие решения по таким возражениям в течении полутора месяца со дня объявления развёрстки и чтобы окладные листы были разосланы плательщикам не позже 1 сентября.

За кулисами театра. По слухам произошли крупные недоразумения, между антрепренёром Шенфельдом и некоторыми артистами во главе с Колобовым, результатом которых по-видимому, будет к сожалению, распад труппы. Подробности сообщим в следующем номере.

Заседание осветительной комиссии. Заседание осветительной комиссии назначено было на вчера в 7 ч. вечера. Комиссия должна была продолжать рассмотрение представленных инженером Новинским (г. Одесса) концессий по устройству в г. Гомеле электрическое освещение и трамвая.

О городском театре. Заседание городской театральной комиссии состоится 24 июня с. г. в 7 ч. вечера. Комиссия с разрешения Губернского Начальства займётся выработкою проекта по постройке городского театра в Гомеле.

Заседание санитарной комиссии. Заседание городской санитарной исполнительной комиссии состоится 23 июня с. г. в 2 часа дня. Комиссия по предложению губернского начальства будет обсуждать вопрос по возбуждению ходатайства об отпуске из казны пособия па противохолерные мероприятия в текущем году.

Пожар. По Замковой ул. в д. Хавина загорелась сажа. Прибывшими пожарными командами огонь был прекращён.

Заведование городским водопроводом. Члену Гомельской городской управы А.П. Рыминскому по постановлению городской управы, поручено заведование городским водопроводом и на основании 104 ст. гор. пол. изд. 1892 г. он же г. Рыминский состоит председателем городской водопроводной комиссии.

Экскурсия. 19 июня во главе с А.И. Сыркиной состоялась экскурсия учениц её гимназии в Чёнкн. Экскурсантки в числе 75 человек остались очень довольны прогулкой.

В отпуск. Ветеринарный врач, заведующий городскими бойнями, уехал в отпуск по 20 июля, его место заступает г. Бояковский.

Пришла беда — растворяй ворота. 20 июня в 8 ч. с лесов строящегося дома бр. Шанович сорвался рабочий Тигров, его, сильно разбитого, отвезли домой в Белицу. В тот же день, его 8-летний сын утонул купаясь в Белицком озере. Трут найден и доставлен домой.

Спорт. В Чёнках состоялось сражение гомельских и чёнских футболистов. Победили Гомельчане 1 против 0.

Г. Шенфельд «рассердидся»

(Письмо в редакцию)

Дирекция летних театров, или вернее Н.И. Шенфельд, разгневался на нас и лишил нас, как объявлений, так и театральных мест. Мои рецензии, продиктованные мне моим пониманием сцены, моим чутьём, пришлось не по нраву г-ну Шенфельду.

Когда мы захотели узнать причины такой немилости, то г. Шенфельд заявил нам следующее: 1) Только в том случае он будет признавать объявления, если наравне с объявлениями в отделе «театр» будут помешаться, присылаемые им заметки, которые всегда носят рекламный характер 2) Только в том случае место в театре будет представлено редакции, если редакция командирует, не меня, а другое лицо, так как говорить он я пишу свои рецензии под диктовку артистов г-жи Кривской и г-на Колобова, (с которыми знаком).

Отвечать г. Шенфельду на это оскорбление я не считаю нужным. На него можно только ответить или полным призрением, или пощёчиной, на второе я но складу своего характера не способен, значит мне остаётся первое.

Понятно, что редакция не сочла возможности согласиться на такие унизительные условия. Не может редакция помещать заметки, идущие в разрез с её представлением о рекламируемой им пьесе, да если ещё и при том содержание заметки расходится с истиной. Конечно, редакция не сочла возможным согласиться и на второе условие, ибо не может же редакция допустить г. Шенфедьда выбирать из её коллегии в рецензенты лиц, милых его сердцу.

— Только под диктовку актёров из моей труппы можно писать такие рецензии о моей жене. Известный русский режиссёр Г.П. Гаевский (насколько мне известно г. Гаевский просто провинциальный режиссёр и никогда известностью не был, разве в известность его г. Шенфельд произвёл) сказал, что моя жена — вторая Коммиссаржевская, а Вы её с грязью смешали. Сказав эту фразу г. Шенфельд сразу открыл свои карты, сразу, быть может, не желая этого, снял маску. И обращаюсь к публике, посещающей театр, пусть она, положа руку на сердце, скажет: Коммиссаржевская ли г-жа Полянова? Был ли я прав сказав, что она слабая любительница, которой ещё нужно сначала поучиться ходить по сцене, а потом выступать в ответственных ролях…

— Авторитетное лицо на сцене сказал мне г. Шенфельд сказало, что рецензии пишутся под диктовку г. Колобова и г. Кривской. Таким авторитетным лицом может быть только г. Аяров. И не могу ни на минуту допустить мысль, чтобы г. Аяров, человек с безупречным именем, человек пользующийся повсюду заслуженным уважением и любовью мог сказать такую пакость на своих товарищей. Мог незаслуженно так тяжко оскорбить меня, к чему я не давал и повода. И уверен, что г. Шенфельд злоупотребляет его авторитетом, прикрывая свои некрасивые поступки его именем…

Обвинение меня в пристрастности, в писании рецензий под диктовку актёров, заставляет меня, помимо моей воли, вынести всю эту историю на суд публики. Я, не считаясь с личными симпатиями и антипатиями, писал рецензии так, как то подсказывало мне моё знание сцены, моё понимание задач сценического искусства. Был-ли я пристрастен — пусть судит общество. Прошу лишь бывших в театре печатно ответить на этот, вопрос, и если анкета подтвердит обвинение г. Шенфельда, — я готов дать ему какое угодно удовлетворение.

Пусть нас рассудит общество…

М. Бахтинъ.

Несколько слов о сценическом искусстве

Талант артиста заключается в художественном воплощении образа, созданного поэтом, т. е. в художественном превращении личности артиста в личность изображаемого лица. Это, конечно, известно всем, по следует прибавить, что только при искренности такого внутреннего превращения достижимы та безыскусственность, и та лёгкость игры артистической, не дающие заметить ни малейшего труда со стороны артиста и увлекающие зрителя. Тем не менее, за такую способность перевоплощаться в личность другого человека принимается часто простая способность подражать голосу, речи, телодвижениям другого лица.

Без всякого сомнения, никто не может без наслаждения смотреть на игру артиста, который в своей роли даёт нам живой образ, прямо выхваченный из жизни, когда он в свободном подражании другому лицу, отличному от него по природе, в мимике голоса и телодвижений передаёт его нам с такой правдой и непринуждённостью, как будто бы перед нами был не артист, а самое это лицо. Мы знаем, что видим только подражание, что оно легко может быть недостаточным, впасть в противоречие с образцом, что полное совпадение с ним сопряжено с затруднениями, которые нужно победить, и мы удивлены, мы восхищаемся лёгкостью, с какой побеждены эти трудности, с какой свободой совершилось всякое превращение. В верном и свободном подражании самое незначительное, ничтожное в жизни, на что бы мы не обратили внимание, возбуждает в нас особый интерес, и самое пошлое таким образом может доставить нам удовольствие. Даже то, что возбуждает против себя нравственное чувство, может уравновешиваться удовольствием при виде удачного подражания и даже может сделаться привлекательным, если присоединятся к впечатлениям от него другие стимулы, возбуждающие приятные ощущения. Если же к способности подражать присоединится у артиста удобоподвижность и выразительность черт лица, гибкость голоса и одушевлённость чувств, тотчас решают: это крупный талант. Но способность к подражанию не может ещё служить признаком сценического таланта. Не существует человека, который бы не был способен более или менее, смотря по свойству своего голоса и по степени гибкости членов своего тела, подражать голосу и телодвижениям другого лица, который произвёл на него впечатление или остановил на себе его внимание, поэтому нет человека, который бы не мог передразнивать с особою особой ловкостью каких нибудь лиц, часто встречающихся с ним в жизни. Вот почему, если не требовать от артиста ничего, кроме способности и уменья подражать лицам известного типа и способности чувствовать вообще, найдётся такое множество хороших актёров для изображения бытовой, обыденной жизни, хорошо им знакомой, и, в го же время, совсем не способных подняться на одну пядь выше её, ни даже усвоить путём сценического образования такую возможность.

Вот, почему, ограничась требованиям подражательности, можно восхитительно обставить бытовую пьесу собственно бесталантными актёрами, при некотором, чисто-механическом навыке их к сцене. Вот почему актёрами-любителями, никогда не бывшими на сцене и совсем не талантливыми, часто прекрасно разыгрываются, при беглом руководстве опытного актёра, с одной или двух репетиций пьесы, взятии из среды им знакомой или в которой они постоянно обращаются. Дело в том, что способность к подражанию хотя и требуется задачей сценического таланта в высокой степени её развития, но сама по себе есть способность общая для всех и отличительного признака сценического таланта ещё не составляет. Но в связи с главным и коренным элементом творчества таланта актёра, как элемент вспомогательный и необходимый, она получает могущественное значение силы существенной, без которой никакой талант ничего совершенного создать не может, как без слова не может никакое поэтическое вдохновение создать поэтического произведения. Воплощение драмы на сцене тем выше в художественном отношении, тем совершеннее и тем сильнее впечатление производимое им, чем ближе оно к действительности, чем вернее и правдивее подражание ей. Внешняя правда неразрывно с тою внутренней правдой, которая вдохновляет и творчество поэта. Тем не менее, внешняя правда, следовательно, и подражание ей, не заключает, в себе самостоятельного художественного творчества, оно имеет значение только элемента служебного, и потому оно не должно переходить границ подчинения высшим требованиям искусства. Искусство, подражая природе, не ставить подражание внешним формам явлений своей высшей целью. Действительный мир прекрасен внутренней жизнью, которой дышат непосредственно ощущаемые нами явления: живой покров явлений, скрывающий внутреннюю жизнь мира, прозрачен для искусства. Оно снимает его и переносит нас в высший, свободный от всего случайного мир, в котором открываются восхищённому взору сущность и чистая природа явлений, который в непосредственно ощущаемой нами действительности затуманены, даже невидимы ясно. Во вторых, кроме способности к подражанию, и силы одушевления чувств не моет служить отличительным признаком сценического таланта. Все мы чувствуем одинаково, и сила, и энергия чувств может в каждом достигнуть той же высоты напряжения, которой достигает, она в самом великом артисте. В третьих, хотя подвижность черт лица, сила и гибкость голоса необходимы для артиста и, отличаясь известными определёнными качествами и силою выразительности, входить в состав существенных признаков человека, способного к сцене, но тем не менее, качества эти всё же только внешние припадки, которые сами по себе без внутренних основных свойств сценического таланта, не имеют значения. Я сказал, что талант сценического артиста заключается в перевоплощении своей личности в личность другого лица и, притом, художественно. Но об этом в другой раз. Ю.

Редактор-издатель А.С. Миляев

Газета «Гомельская копейка», №7, 23.06.1911


4


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов