Перейти к содержимому

«Гомельская копейка», №6, 20.06.1911

От редакции

Лица, которым стало не по себе от успеха, выпавшего на долю нашей газеты, стали распространять в городе слухи о том, что существование нашей газеты не прочно и что не-сегодня-завтра она прекратится. Редакция считает нужным довести до общего сведения, что существование газеты обеспечено на долгое время, и что о прекращении её не может быть и речи.

Оздоровление городов

Врачебная инспекция при Министерстве внутренних дел выработала «положения о санитарных требованиях, коим должны удовлетворять вновь строящиеся здания и помещения, предназначенные для жилья или временного пребывания людей, в городах, имеющих 50,000 и более жителей».

Проект распадается на четыре части: первая из них содержит общие постановления, вторая касается организации жилищно-санитарного надзора, третья содержит санитарные требования для жилых зданий и четвертая — санитарные требования для особого вида квартир: коечно-коморочных, ночлежных домов и приютов, казарм для рабочих, меблированных комнат и гостиниц.

Кроме того, законопроект будет дополнен пятою частью, касающеюся норм наказаний за нарушение настоящего закона.

Для непосредственного наблюдения за исполнением санитарных требований, городскими управлениями учреждаются особые институты жилищно-санитарных инспекторов или же функции этих последних возлагаются на имеющийся в распоряжении городского управления санитарный персонал.

Кроме местного надзора, устанавливается надзор правительственный, выражающийся в наблюдении за исполнением требований законопроекта со стороны врачебных управлений, уездных и городских врачей.

Законопроект заключает в себе минимальные гигиенические требования предъявляемые к жилищам в отношении доступа воздуха и солнечного света, в связи с высотой зданий и размерами помещений, защиты от проникновения сырости и вредных газов и т. п.

Главными пунктом этих положений является требование обязательного присоединения домовладельцев к водопроводной и канализационной сети. Это обязательство сыграет в жизни городов не малую роль, так как значительно облегчит те огромные затраты, производимые на устройства сети, которые ложатся тяжёлым бременем на бюджет городского хозяйства. Кроме того, это принудительное присоединение даст возможность иметь здоровую питьевую воду.

Законопроект содержит только главные основания каждой статьи, детали предоставляют выработать городскими думам. Мы надеемся, что наша городская дума, отнесётся к атому законопроекту с должной внимательностью.

Спасение погибающих

Каждым летом Сож уносит немало жертв. Не проходит дня, чтобы кто нибудь не утонул.

К этим жертвам мы уже привыкли. Их гибель нас не трогает, не волнует. Это так обыкновенно, как будто это так должно быть, и по этому мы не принимаем ни каких мер для спасения утопающих. Такой большой город, как Гомель, расположенный на судоходной реке не имеет отделения «Общества спасения утопающих», не имеет спасательную станцию.

Правда, неоднократно, среди обывателей поднимался вопрос об учреждении спасательной станции. Но дальше разговоров не пошли… Поговорили, поговорили и успокоились. А между тем дети и взрослые по прежнему становятся жертвами Сожа, по-прежнему гибнут, «купаясь жаркой порой».

Заботясь о наших детях, о их спасении, мы во что бы то ни стало должны озаботиться об устройстве спасительной станции. Это — наш долг, наша обязанность.

Л-ичъ.

Местная жизнь

Благотворительный вечер. Сегодня на трэке в пользу еврейского общества пособия бедным вечер по очень интересной и разнообразной программе. Надеемся, что всегда отзывчивая публика и на этот раз посетит этот вечер, устраиваемый со столь симпатичной целью.

Общее собрание. 20-го июня 1911 г. в клубе пожарного общества на трэке в 8 час. вечера состоится общее собрание членов общества пособия лицам, освобождаемым из мест заключения, для обсуждения рассмотрении устава колонии и сметы на устройство колонии.

Отъезд И.П. Максимова. На днях И.П. Максимов уезжает за границу, по всей вероятности в Швейцарию. Председательство обществом Пособия бедным переходит к члену правления г. Струнину, а председательство в пожарном обществе А.А. Цехановичу.

Фарс. Завтра в театре-цирке идёт фарс, шедший с большим успехом в столицах «Ночь г-жи Монтессон».

Утонувший. Вчера около 6 часов вечера в Соже возле моста утонул гимназист Иван Шустов 12 лет. Принятые меры к его спасению не привели ни к чему. Вернуть к жизни его не удалось.

Синдикат. Владельцы гомельских типографий решили вновь устроить синдикат. Вопрос этот окончательно решился на этих днях.

Гонки. На этих днях предполагаются лодочные гонки, с рулевым и без такого, на расстоянии — от казённой пристани до Мельникова луга и обратно. Гонки устраивают любители речного спорта.

В Белице. Купавшаяся в белицком озере прислуга Уамона утонула. Принятыми мерами утонувшую удалось спасти.

В соединённом клубе. Вчера на трэке состоялось собрание совета старшин соединённого клуба для решения некоторых вопросов.

В Чёнках. Дачники жалуются на неудобство купания. Приходится раздеваться на воздухе, что высшей степени неудобно. В прошлом году была будка, поставленная за счёт монастыря. Не мешало бы это сделать и теперь.

Отказ в регистрации. Губернское по делам об обществах присутствие отказало в регистрации Гомельскому зубоврачебному обществу, так как нашло, что представленный устав не соответствует закону.

Опера. Как нам сообщают, в театре на сквере приезжает русская опера Сухобрева.

Утерянный паспорт. Лоевская мещанка Айабунд потеряла паспорт. Нашедшего просит доставить, в редакцию.

Машинист-изобретатель. Товарищ министра путей сообшения Н.Л. Щукин осматривал изобретённую машинистом Привислинских железных дорог Эндрусиком особого типа паровоза. А.П. Эндрусик, 45 лет, уроженец Киевской губернии. Паровоз Эндрусика продолжает движение, даже с прекращением действия механизма. За своё изобретение Эндрусик получил от министерства путей соощцения 5000 руб. Kpoме того, с каждого паровоза, построенного по его образцу, он будет получать по 200 руб. Товарищ министра вместе с начальником Полеcских жел. дор. д. с. с. Акоронко и другими инженерами осматривали новоизобретённый механизм паровоза.

Несколько слов о сценическом искусстве

(По поводу постановки «Гамлетъ»)

Сценическое искусство состоит из двух основных частей; первое искусство артиста, второе искусство режиссёра, ставящего драматическое произведение на сцене. В последнем случае художник-режиссёр располагает, как материалом для своего творчества, талантами артистов, живописцев-декораторов и т. д. Декоратор каким бы он талантами не обладал, по необходимости должен подчиниться художественной концепции режиссёра и входить с ним в соглашение, как относительно общего, так и подробности своих картин. Несмотря на великую важность декоративной части в постановке пьесы, декоратор имеет второстепенное в драме значение, и такое же значение имеет его творчество по сравнению с артистом.

Артист и режиссёр на своей спине выносят всю тяжесть осуществления драматического произведения, они должны досказать не досказанное, «указать действие». Автор многое не договаривает, о многом даёт, отрывочные сведения. Автор даёт, тело, которое нужно оживить, вдохнуть душу, дать полноту и яркость действительности так, как оно представлялось сознанию поэта. Эту полноту и яркость могут сообщить драме вдохновение и мимика артиста или художественная фантазия режиссёра и его художественный такт, регулирующий подчинённые ему силы.

Талант режиссёра весь в проницательной силе, творческой живости и тактичной изобретательности его фантазии, которая, проникая во все разветвления и подробности поэтической идеи, но одним намёкам поэта и сухим указаниям действия, как бы соревнуя силе его фантазии, должен воссоздать драму в том приблизительно виде, в каком она жила в фантазии творца. Такая сила-талант не малый. Режиссёр должен найти общий колорит, который должен лежать на всех подробностях постановки пьесы, и, по возможности, на олицетворении всех ролей. Должны быть с особой яркостью оттенены те их стороны или моменты их развития, которые соответствуют этому колориту, и в менее ярком свете изображаемы те, которые в меньшей степени соответствуют ему могут при известной яркости изображения разрушить общее впечатление, требуемое им. Такова вкратце работа режиссёра. Артист, изучая роль воспроизводит в фантазии не только лицо изображаемое им, но до некоторой степени всю пьесу в главных чертах и, таким образом, как бы повторяет актом своего самостоятельного творчества — творчество поэта. С первых моментов восприятия артистом поэтического образа, когда ещё многое остаётся неясным для его мысли, более или менее чуждым его чувству, и представляется не в отчётливых и ярких очертаниях пластической фантазии, начинается сознательная работа его ума; по мере вникания не одним умом, но чувством, много новых, незамеченных сторон открывается для его чувства и творчества только мало по-малу восстаёт в его сознании художественный образ, с которым, потом сливается он в своей фантазии. Но подробности этого образа суть только постепенно выясняющиеся стороны первоначально возникшего в фантазии образа, внушённого поэтом. Полное же вдохновение творчества артиста — на сцене; там он художественно превращается в лицо, созданное его фантазией под руководством поэта. Всё, что создано, что выработано артистом предварительной работой, является ему на сцене без всяких усилий, само собою, под влиянием артистического вдохновения.

К сожалению, размер статьи не позволяет подробнее остановиться на «кабинетной» работе артиста, об этом придётся говорить в другой раз.

Останавливаясь на постановке «Гамлета» на нашей сцене, мы с грустью должны констатировать полное отсутствие режиссёрской работы. Если внешне (декоративно) пьеса была обставлена сносно, то за то совершенно отсутствовала внутренняя работа режиссёра. Отсутствие общего колорита ярко сказалась на игре актёров. Каждый окрашивал свою роль так, как ему Бог на душу положил. Были отдельные лица, но не было общего колорита в ансамбле.

Исполнение отдельных ролей постольку интересуют меня, поскольку они способствуют обрисовке идеи того или другого драматического произведения, поэтому я не стану останавливаться на отдельных исполнителях. О г. Колобове, игравшем Гамлета, скажу, цитируя слова Станиславского, сказанные им учеником своей школы: Он «обнял всецело роль, сгладил в ней все сильные и слабые места, сравнил светлые и тёмные её моменты, соединил внутренней связью спокойные места с теми, которые полны действий и т. д. С такой работой может справиться холодная спокойная голова, одарённая глубоким анализом, изящным вкусом, страстным темпераментом. Такую работу можно совершить тяжёлым упорным трудом при наличности сценической опытности».

Ю.

Письмо в редакцию

М, Г., г-н Редактор!

Прочитав несколько дней тому назад в №1 Вами редактируемой газеты «Гомельской Копейки» статью за подписью «Ъ» под заглавием «Странное требование», я никак не могу удержаться не написать настоящее моё письмо, которое покорнейше прошу поместить в одном из ближайших №№ вышеуказанной газеты.

На основании 209, 912, а в особенности 970 и 971 ст. части первой постановлений по почтовой части, изданной Главным Управлением почт и телеграфов в 1909 году, пользуясь правом пересылки некоторых почтовых отправлений, в том числе и простых казённых писем, без оплаты весовым сбором, сбор за заказ их дирекция народных училищ должна оплачивать посредством наклейки марок наравне с частными лицами, с частными учреждениями. Конечно дирекция народных училищ могла бы и бесплатно выслать документы простым казённым письмом, но целость такого письма ничем не гарантируется и при случае оно может пропасть также, как пропадают иногда и простые письма, почему дирекция в интересах тех лиц, на имя которых приходится ей пересылать какие нибудь важные документы предлагает им прислать 7 коп. марку на оплату заказа, и отправляет таковые документы заказными письмами.

Не откажите принять искреннейшее уверение как в уважении к Вам, так и к Вашей газете.

Почтово-телеграфный чин.

С. Дьяков

Газета «Гомельская копейка», №6, 20.06.1911


2


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов