Розыски
(по 1-му разу)
Гомельское городское полицейское управление разыскивает хозяина к 12 парам галош, отобранных у задержанного в пр. Белице крестьянина Семёна Иванова Шушмарёва, заявившего на дознании, то таковые им будто бы найдены на пути от гор. Чернигова до Белицы.
То же полицейское управление разыскивает родственников умершего Михаила Ильина, не приписанного ни к какому обществу и состоявшего под надзором полиции, на предмет вручения им оставшихся после смерти его вещей.
Вызов наследников
Нижеозначенные Мировые Судьи вызывают наследников предъявить в шестимесячный срок, установленный 1241 ст. X т. 1 ч. св. зак. гражд., права на наследство после нижеследующих умерших лиц.
(по 3-му разу)
Мировой судья 6 уч. Гомельского округа — после дворянина Юлиана Самуилова Шацилло, умершего 27 января 1898 г.
Гомель
(О волостных писарях)
На этот раз считаю нужным остановиться на одном крайне неудовлетворительном органе сельского управления — на волостном писаре.
Волостной писарь является таким должностным лицом, служебное положение которого вовсе не определено. В законе нет точного указания на его права, на обязанности, на порядок назначения и увольнения его от должности. В сущности, это вольнонаёмный служитель для работы по письменной части, вознаграждаемый за свой труд по усмотрению волостного схода и, как установилось на практике, назначаемый и увольняемый учреждением, заведовавшим крестьянским делом в уезде. Никакого ценза, образовательного или иного, для занятия должности волостного писаря не требуется, и состав их вообще, за редкими исключениями, весьма неудовлетворителен.
Между тем, при крайне тяжёлой канцелярской службе, берущей все дни недели. при множестве лиц, с которыми он должен считаться. на волостного писаря возложено трудное и в высшей степени разностороннее дело. Он должен быть хорошим бухгалтером, статистиком; знать судебную часть; должен иметь навык хорошего изложения бумаг и судебных решений; кроме того он должен быть бессребреником, чтобы внушить к себе уважение крестьян и доверие начальства. Словом. к нему, этой мелкой единице, предъявляются такие требования, которые по всей справедливости, находится в явном несоответствии как с его бесправным в служебном смысле положением, так и с уровнем той среды, из которой пополняется контингент волостных писарей.
Лет тридцать тому назад, когда число начальных народных училищ стало быстро возрастать, в таком же самом положении, в отношении неимения подходящих людей для должностей народных учителей, было и учебное ведомство. Но возникли учительские семинарии, и этот недостаток был устранён. Казалось бы, что и в отношении волостных писарей надлежало бы предпринять что либо подобное, а именно: устроить для губернии писарскую школу, своего рода семинарию, в которой сообщались бы познания, необходимые для занятия этой должности.
Проект устройства такой школы, смету потребных для этого средств, с отысканием источников их, а также программу курса составить не трудно. А затем уже легко и всё дело привести в исполнение.
Рядом с этим надлежало бы волостных писарей обеспечить, во-первых, в материальном отношении, устранив зависимость их содержания от усмотрения волостного схода таким образом, чтобы размер вознаграждения определялся им из мирских сборов местной уездной властью, и во-вторых, — в отношении служебном, присвоением этой должности прав государственной службы.
Тогда состав писарей быстро изменился бы, и жалобы, раздающиеся на них в настоящее время, тогда отошли бы в область преданий. Волостные писари превратились бы в одну из полезнейших низших административных единиц.
Могилёвские губернские ведомости, №30, 15.04.1898
Адаптация текста: Александр Флегентов