В июле 1976 года я находилась в археографической командировке в Гомеле. Поездка была предпринята по приглашению коллекционера рукописей Е.А. Бобкова, который состоял в многолетних дружеских отношениях с В.И. Малышевым и не раз передавал свои рукописи Древлехранилищу. Рукописи, переданные нынешним летом лично Е.А. Бобковым и полученные с его помощью, принесены в дар памяти Владимира Ивановича Малышева.
В Гомельской области, кроме того, проживает коллекционер Ф.Г. Шкляров. С ним Древлехранилище поддерживает связь уже в течение нескольких лет. В 1974 году Ф.Г. Шкляров положил начало своему собранию в Пушкинском Доме, передав нам 12 своих рукописей. В этот раз от него поступили еще 3 рукописи: 1) номоканон конца XVIII в.; 2) отрывок из Постной триоды второй четверти XIX в.; 3) сборник третьей четверти XIX в., содержащий отдельные слова и главы из Маргарита и Златоуста, чин исповедания и скитское покаяние.
Самая старшая из привезенных рукописей — Паренесис Ефрема Сирина: она датируется первой третью XVI в. К XVII в. относятся Катехизис Лаврентия Зизания, писанный скорописью в последней трети XVII в., и отрывок из Жития Александра Свирского. XVIII веком датируется рукопись с Повестью о Выдропусской иконе Богородицы и службой ей. Из более поздних рукописей следует назвать Поморские ответы в списке начала XX в. и сборник, писанный, как явствует из приписки, в 1904 году и содержащий статью о создании в 1737 году и постройке заново в 1794 году Ильинского храма в Спасовой слободе (ныне в Гомеле), стих о потопе, азбучный стих («Аз есмь всему миру свет»), повесть дьякона Феодора об Аввакуме, Лазаре и Епифании и его же сочинение о мучении старцев Петра и Евдокима.
Подавляющее большинство гомельских рукописей музыкальные. Очень много среди них сборников. Представлено столповое и демественное знамя, используются варианты роспева — большой, малый, средний, а также путевой роспев. Певческие рукописи датируются XVIII — XX вв. XVIII веку принадлежит три рукописи: 1) сборник, содержащий праздничный стихирарь, трезвоны, азбучные разводы строк и отдельных знамен; 2) сбор ник, включающий ирмологий, подобник на 8 гласов, стихирарь общий, праздничный и избранным святым, припевы на господские праздники, задостойники путевые; 3) стихирарь праздничный.
Среди крюковых рукописей XIX—XX вв. несколько октоихов с евангельскими стихирами, ирмологиев, обиходников, стихирариев праздничных. В четырех рукописях представлены певческие азбуки. Они включают толкования отдельных знамен, кокизники и фитники. В одном сборнике находится азбука демественного пения.
Приписки сообщают о писцах музыкальных рукописей. Так, на л. 1 певческого сборника, содержащего октоих с евангельскими стихирами и постный обиходник, читаем: «Начася и совершися сия святая богодухновенная книга октай певчий тщанием и трудами многогрешного Семеона Дмитриева Ковалева и переплетен его же тщанием 1837 октября 25 дня». В стихираре праздничном имеется следующая приписка: «Сия празники принадлежат жителю слободы Огородни Гомельской Ефиму Ивановичу Кушкареву (?), написан в городе Новозыпкове мастером Иваном Исаичом [далее неразборчиво фамилия] в 1887 году». В сборнике, содержащем октоих с евангельскими стихирами, постный обиход и поглясницу на 8 гласов, помещена миниатюра с изображением Иоанна Дамаскина, а под ней читается запись: «1912 года месяца генваря 23 дня святый Иоанн Дамяскин. Рисовал Архип И. Галкин». О том, что Архип Галкин был не только рисовальщиком, но и переписчиком, узнаем из другой приписки, сделанной к настенному листу с херувимской песней на крюках: «Труды непотребнаго раба божия Архипа И. Галкина в лето от рождества господа славы 1925 года февраля 9 дня. Труд всего лучше на свете».
Обращает на себя внимание художественное оформление музыкальных рукописей. Заставки и инициалы выполнены в особом пышном стиле, позволяющем говорить об особой школе орнамента. Всего из Гомеля привезено 60 рукописей.
Н.В. Понырко
Источник: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН